Исторический экскурс о производстве в годы СССР легкового автомобиля ГАЗ-3102 появилась в автомобильном журнале «Колеса».

Авторы аналитической статьи рассказывают о детище Горьковского автозавода ГАЗ-3102. Эта машина должна была занять промежуточное звено между обычной «Волгой» и штучными лимузинами ручной сборки. Однако новая модель 3102 давалась заводу нелегко.

«В первые годы ГАЗ-3102 испытывал постоянные проблемы с качеством и количеством деталей тормозной системы и интерьера, поставщиками которых являлись Кинешма и Сызрань соответственно. Процент брака временами достигал 70%, что вынуждало заводчан заметно сокращать объемы производства модели 3102. Если обычная Волга выпускалась десятками тысяч, то «тридцать первых» собирали всего по 2-3 тысячи в год – то есть, на уровне мелкосерийных автомобилей, – пишут «Колеса».

Очевидно, речь идет о работе в советские годы сызранского завода «Пластик». В 1980-годы его оборудование для производства интерьерных деталей автомобилей стало устаревать. Советских литьевых машин (термопластавтоматов) не существовало, а модернизировать производство за счет импортных станков в годы так называемого застоя, было дорого.

Однако к середине восьмидесятых годов Горьковскому заводу удалось решить большинство технологических вопросов, избавив свою новую Волгу от некачественных деталей. Двигатель новой Волги заслуживает детального описания благодаря очень необычной системе зажигания форкамерно-факельного типа, а также иной конструкции головки блока цилиндров и карбюратора.

В камере сгорания каждого цилиндра конструктивно предусмотрели дополнительный объем – форкамеру, в которую подавалась обогащенная смесь, в то время как в обычной камере сгорала сильно обедненная. Такое нововведение и потребовало внедрение совершенно другого трехкамерного карбюратора, а также дополнительного впускного клапана для форкамеры. Интересно, что смесь в каждом цилиндре поджигалась свечой не в основной камере, а в предварительной.

Получился легендарный автомобиль, владельцами которого вплоть до распада СССР были только государственные органы и предприятия. Лишь с начала девяностых годов у российских автомобилистов появилась возможность свободного приобретения ГАЗ-3102, однако их было мало и пальму первенства захватили иномарки.