Надо ли нашим детям учиться как за рубежом?
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ представил на минувшей неделе аналитический доклад об образовании в стране. Впервые показатели отечественной системы образования сопоставляются с показателями развитых стран.
Отличия родной системы образования от развитых стран начинаются с самого раннего возраста. По международной классификации различают два уровня дошкольного образования: программы раннего развития (до 3 лет) и предшкольное образование (от 3 лет и выше). Так вот, Россия не только отстает от развитых стран по охвату детей программами первого уровня, но даже снизила этот показатель по сравнению с 2005 годом (с 21 до 19 процентов).
Одна из причин: ключевым показателем федеральных образовательных программ стало обучение именно на предшкольном этапе. В итоге многие дети у нас просто не проходят первую стадию развития. А значит, и не развиваются так, как нужно в этом возрасте.
В большинстве стран очень важную роль в дошкольном образовании играет негосударственный сектор, особенно в сфере услуг раннего развития. В Израиле и Индонезии доля частного сектора достигает 100 процентов. В России частных детских садов – 1 процент от общего числа дошкольных учреждений.
Дальше – начальная школа. В большинстве стран дети идут в первый класс в 5-6 лет. Только у нас и в Турции – в семь.
В начальных классах российские школьники гораздо больше, чем их зарубежные сверстники, изучают родной язык и литературу и существенно меньше –иностранный язык и социальные науки. В 5-9-х классах российских школ гораздо больше, чем за рубежом, уделяется времени на изучение естественных наук. В развитых странах дети в этом возрасте изучают искусство и второй иностранный язык – у нас этого практически нет.