Жертвами трагедии столетней давности стали тысячи людей.

Ежегодно в марте краеведы вспоминают одно из самых крупных крестьянских восстаний против большевиков, которое в 1919 году кровавой страницей вошло в историю Сызрани. Восстание, названное Чапанной войной (чапан – зимняя одежда), вызвали зверства большевиков в деревнях Симбирской и Самарской губерний. По приказу из Москвы, у крестьян изъяли скот и более трех миллионов пудов хлеба. Одновременно началось взимание чрезвычайного налога, введенного правительством. В результате, среди крестьян сформировалось мнение, что их обрекают на голодную смерть.

Восстание началось 5 марта 1919 в селе Новодевичьем с населением 8,5 тысяч человек. Поводом послужили грубые действия уполномоченных по сбору налога, прибывших в село. Жители Новодевичьевого разоружили отряд из 50-ти красноармейцев и начали избивать коммунистов. Были убиты 3 чекиста, их тела бросили в волжскую прорубь... Вскоре к восставшим примкнули жители многих крупных сел.

7 марта повстанцы заняли город Ставрополь (Тольятти). Восставшие намеревались захватить Сызрань, Самару и выйти на соединение с наступавшей с востока армией Колчака. Общая численность вовлеченных в чапанную войну составляла от 100 до 150 тысяч человек.

Сформированный в Симбирске штаб Красной армии направил против восставших карательный батальон и регулярные части.

– Командарм Фрунзе (имя которого ныне носит одна из улиц Сызрани) распорядился расстреливать взбунтовавшиеся села из пушек, – рассказал корреспонденту КТВ-ЛУЧ краевед Сергей Зацаринный.

«При подавлении восстания убито, пока по неполным сведениям, не менее 1000 человек. Село Усинское, в котором восставшими сначала был истреблен наш отряд в 110 человек, сожжено совершенно», – докладывал Фрунзе Ленину.


Плохо организованные и слабо вооруженные крестьянские отряды не могли сдержать натиск регулярных войск и стали расходиться по домам. Более месяца проводились массовые репрессии: крестьян сгоняли в концлагеря, самый крупный из них находился в Сызрани, расстреливали, вешали, топили в реке, деревни сжигались.

Отставной военный юрист А.В. Жиркевич зафиксировал в своем дневнике о зверствах в Ставрополе (Тольятти): «Большевики нахватали до 1000 человек, якобы виновных в контрреволюции, но, в сущности, ни в чем не повинных мирных граждан. Расстрел показался слишком слабым наказанием. Придумали утопить в реке... Причем топили в одной проруби до тех пор, пока она не наполнялась, а затем переходили к другой».

К концу марта 1919 года «Чапанное» восстание было подавлено повсеместно, осталось множество сирот, которым нечего было есть. В 1996 году российское правительство признало террор против восставших крестьян преступным и частично реабилитировало участников повстанческого движения.