«ВК» попыталась разобраться в актуальной во все времена проблеме взаимоотношений подростков.


Школьные драки - явление, к сожалению, нередкое. 10 января, попав в федеральные новости, «отличилась» Сызрань. 15-летний восьмиклассник из школы №27 ударил по голове учительницу, которая попыталась разнять дерущихся на уроке физкультуры. Педагог уверена, что удар был нанесен случайно. Как было на самом деле, возможно, мы никогда не узнаем, но факт агрессии налицо.

Вопиющий случай

В сызранской школе №27 звонку нашего корреспондента не рады - директора на месте нет, завуч говорит, что никто комментировать эту историю не будет. Зато высказался по ситуации губернатор Дмитрий Азаров. «Вопиющий случай, обязательно буду разбираться. Безусловно, каждый педагог должен чувствовать себя защищенным, – написал он в «Твиттере». – Разберемся в ситуации и накажем хулигана». Глава региона уже поручил региональному Минобру проработать вопросы безопасности в школах.

По данным ГУ МВД России по Самарской области, учительнице физкультуры диагностировали сотрясение мозга, она попала в больницу. К слову, по словам учеников этой школы, вероятный зачинщик конфликта (тот, кто ударил педагога) ранее уже был замечен в подобных выходках и занимается (или занимался) единоборствами (по другим данным - боксом).

«Сейчас с молодыми людьми, их родителями и свидетелями случившегося работают инспекторы по делам несовершеннолетних, которые выясняют все подробности произошедшего», - сообщили нам в облМВД.

«Проверка проводится и по факту драки между учениками, - уточнили в прокуратуре Сызрани. - Не исключено, что может быть возбуждено уголовное дело. Но для квалификации необходимо уточнить нанесенный потерпевшим вред. Его должна установить экспертиза».

Дрались в школах всегда, но только благодаря Интернету эти случаи сейчас моментально становятся достоянием общественности, часто прилагаются фото- и видеодоказательства. На "Ютубе" даже можно найти подборки с заголовками «Лучшие школьные драки». На том же канале можно найти и аналогичные «коллекции» с названиями «Драки в школах США» и т.д.

«Был 89-й или 90-й год, - вспоминает самарский пользователь «Фейсбука» Дмитрий Я. - В нашей школе появился мальчик из очень богатой семьи. И он развлекался тем, что приносил из дома дорогую машинку или робота и говорил мальчишкам: «Деритесь. Кто выиграет, тому и отдам приз». И на родительском собрании разбирали эти случаи, в школу родителей вызывали... Но драки все равно периодически происходили».

Из последних самый вопиющий случай произошел в пермской школе №127 в январе 2018-го. В результате драки с поножовщиной пострадали 15 человек, в том числе учительница. А в ноябре 2018-го в школе поселка Малое Голоустное (Иркутская область) в ходе драки 17-летний подросток, страдающий эндокринным заболеванием, получил перелом шейки бедра.

Какие проблемы?

Мы обратились к нашим экспертам с вопросом - как предотвратить подобные конфликты.

«Конечно, в школе есть психологи, и они работают с непростыми детьми, но надо учитывать, что все проблемы подростков идут из семьи, - говорит педагог-психолог Александра Ермолаева. - Есть несколько типов семей, в которых могут расти агрессивные дети. Первый - это когда папа зарабатывает, а мама красивая и занята походами по салонам. А ребенок с няней. И вроде все у подростка есть. Нет только родительского внимания. Другой тип непростых семей - где существует негласный конфликт. И об этом конфликте как будто не говорят ребенку, но ребенок чувствует - что-то не так. Например, папа ходит «налево». Мама об этом не знает, но понимает, что есть проблема в отношениях. Она недовольна, но не может понять, чем именно. Мама срывает агрессию на ребенке. Ребенок, в свою очередь, становится агрессивным в школе из-за внутренней дисгармонии...»

Как отмечает Александра Ермолаева, иногда агрессия между сверстниками возникает из-за неких формальных причин, но корни проблемы глубже.

«Ребенок же не может побить родителя в ответ или сказать: «Мама и папа, давайте вы свои проблемы между собой решите, и мы будем жить дружно, - отмечает психолог. - В итоге подросток срывается на ком-то из ровесников».

Есть и отдельная категория семей, где пьющие родители.

«Такие родители нередко приходят на школьное собрание, когда их вызывают, слушают школьного психолога, кивают, а на пути домой бьют ребенка за то, что из-за него их вызвали в школу», - отмечает психолог.

Кроме того, по словам Александры Ермолаевой, проблема и в отношении родителей к педагогам.

«Например, классный руководитель может сделать ученику замечание, объяснить нормы поведения в школе, - отмечает Александра Ермолаева. - А потом школьник за ужином слышит, как родители ругают этого педагога. У ребенка возникает диссонанс. Он делает вывод, что учителя можно не слушать».

Декан психологического факультета Самарского университета, доктор психологических наук Константин Лисецкий говорит: он с соратниками придумал возможное решение проблемы. Предложение уже отправлено в региональный Минобр.

«Современные дети не всегда могут самостоятельно расставлять приоритеты, договориться со взрослыми или между собой, переживать без потерь негативные эмоции, адекватно, без агрессии отстаивать свою позицию, - объясняет Лисецкий. - Это вечные задачи взросления, которые в изменяющихся условиях только приобретают особую остроту, связанную со значительной неопределенностью будущего, неуверенностью в правильности своих решений, конкурентностью и быстрой сменой ценностей и целей».

По словам психолога, у подростков это проявляется в появлении сложностей в общении, агрессивных реакциях, буллинге (травле сверстников), протестном поведении, конфликтах с учителями и другими взрослыми, формировании деструктивных установок в образовательной среде.

«Сегодня актуально создать службу школьной подростковой медиации, которая бы занималась не только разрешением острых конфликтных вопросов, но и сопровождением образовательной среды через обучение детей и учителей навыкам взаимодействия в различных условиях, стрессоустойчивости, саморегуляции, решению проблемных ситуаций через сотрудничество, здоровой конкуренции и безопасному поведению внутри и вне школы, - говорит Константин Лисецкий. - Мы направили в министерство предложение начать реализацию проекта на базе одной или нескольких школ, отработать варианты взаимодействия с учителями, детьми, родителями, школьными психологами, администрацией. Обобщив полученный опыт, мы могли бы тиражировать его на образовательные учреждения Самарской области и за ее пределы».

Право на безопасность

Начальник отдела по делам несовершеннолетних Средневолжского ЛУ МВД РФ на транспорте Алла Нечесова советует: если вашего ребенка терроризирует школьный агрессор - обращайтесь в правоохранительные органы.

«Есть закон, и он гарантирует каждому право на личную безопасность, - говорит Алла Нечесова. - Если в школе началась травля со стороны какого-то ученика, то первым делом всем родителям нужно садиться вместе с классным руководителем, школьным психологом и разбирать ситуацию».

«Если же в школе произошел серьезный конфликт, родители вправе обратиться с письменным заявлением в орган внутренних дел, к администрации образовательного учреждения или орган управления образования для проведения с учащимися профилактической работы, - объясняет заместитель прокурора Сызрани Сергей Демин. - Заявление родителей потерпевшего несовершеннолетнего в полиции обязаны принять вне зависимости от степени нанесенного ребенку вреда. При проведении проверки полицейские обязаны установить степень тяжести вреда, причиненного потерпевшему, и с учетом этого принять процессуальное решение». Разбирательство может закончиться уголовным делом или же помещением агрессора в спецшколу.

Автор: Ксения Штефан

Фоторепортер: Дмитрий БУРЛАКОВ

Источник: Волжская Коммуна