Вопрос вовсе не праздный: частенько базовые комплектации даже отнюдь недешевых иномарок лишены оного. Так ли страшен автомобиль без кондиционера?


Только факты

Базовая комплектация Hyundai Creta стоит 789 тысяч рублей, но минимальная версия с «холодильником» – на 100 тысяч дороже. SKODA Octavia стоит от 940 тысяч рублей, а с кондиционером – 980 тысяч. Привлекательная цена на Ford Focus – от 754 тысяч рублей – превращается в 891 тысячу, если вам нужен охладитель воздуха. И так далее.

Оговоримся, что разница в цене обычно предполагает и лучшую комплектацию, то есть в «нагрузку» вы получаете опции, не всегда нужные лично вам.

Так, может, плюнуть на все и взять базу без кондиционера?

Зачем в России кондиционер

В Калифорнии кондиционер и тонировка автомобиля – вопрос безопасности. Упревший водитель может потерять концентрацию, а то и сознание.

В России основную функцию кондиционера – холодить – чаще всего выполняет природа. И если суммировать все знойные дни, в большинстве регионов наберется три-четыре недели в год. В остальное время достаточно естественной вентиляции или чуть приоткрытых окон.

И в этом есть логика. Еще лет двадцать назад кондиционер был чуть ли не роскошью, и ничего, как-то ездили.

Когда он необходим

Но есть сценарии, когда без кондиционера тяжело и небезопасно. Вы спускаетесь к автомобилю, который жарился на солнце весь день, и атмосфера в салоне напоминает сауну – буквально. Или стоите в тягучей пробке, где бесполезно открывать окна: температура за бортом за 30, в салоне все 50. При езде по трассе можно вентилировать салон через окна, но это шумно, а иногда и пыльно.

Нужен и зимой

Кондиционер хорошо сушит воздух, и в жаркий день под стоящей машиной можно обнаружить лужу воды – это конденсат, осажденный из влажного летнего воздуха. В холода влаги поменьше, поэтому лужи не появляются, однако сама влага вреднее – она приводит к запотеванию и замерзанию стекол. Кондиционер в паре с «печкой» хорошо иссушает воздух и предотвращает запотевание.

К слову, в инструкции ко многим автомобилям рекомендуется включать кондиционер минимум раз в месяц, чтобы разогнать смазку в компрессоре и не дать ему «закиснуть». Зимой делать это лучше при относительно теплой погоде ближе к нулю градусов.

Опасности кондиционера

Под кондиционерами нередко простужаются, подставляя шею или голову под струю холодного воздуха. Но это, скорее, по неопытности: даже в автомобилях без климат-контроля можно направить дефлекторы таким образом, чтобы избежать «контрольного в голову».

Другая опасность кондиционера – бактерии, которые через несколько лет эксплуатации разводятся в испарителе. Среди них есть и весьма опасные – легионеллы. Симптомом является, как правило, неприятный тухловатый запах при включении вентиляции, а решается проблема антибактериальной обработкой, которую предложат во многих автосервисах.

Наконец, кондиционер – серьезный потребитель энергии, поэтому у маломощных машин при его включении ощутимо снижается динамика, у любых машин растет расход топлива.

Ритм жизни

Версия без кондиционера оправдана, если речь об автомобилях-лоукостерах, где низкая цена – приоритетный фактор. Не вызывает вопросов Lada Granta без кондиционера: в ее случае доплата за него составит 57 тысяч рублей, или почти 15% от цены базовой версии.

В случае с более дорогими машинами отсутствие кондиционера можно понять, если ритм жизни владельца не предполагает регулярных разъездов по городу – например, житель села держит машину под навесом, уезжает рано утром, возвращается по вечернему холодку.

Для регулярной городской эксплуатации кондиционер желателен, в том числе потому что версии без оного сложнее продать на вторичном рынке.

Нужен ли климат-контроль

Если в системах с ручным кондиционером температуру и направление потоков приходится регулировать самостоятельно, то «климат» сделает это за вас. Климат-контроли бывают разные: например, у АВТОВАЗа одно время использовалась половинчатая система, которая регулировала только температуру, но не направление потока. Помимо однозонных климат-контролей бывают двух- и трехзонные, где независимая регулировка температуры есть для переднего пассажира или заднего ряда.

В целом климат-контроль – это удобно, однако многое зависит от качества работы электроники. Некоторые системы склонны работать в двоичном режиме жарко-холодно, и возни с ними не меньше, чем с ручными кондиционерами. Поэтому проверять работу климата лучше на конкретной модели. У некоторых машин есть удобная настройка режимов продувки: быстрое охлаждение, нормальный режим, мягкая работа (например, при езде с ребенком).

Жертвы маркетинга

Сам по себе кондиционер стоит порядка 25-40 тысяч рублей, однако доплата зачастую выше за счет других опций, которые идут прицепом. Востребованность кондиционера превратила его в удобный инструмент для маркетологических манипуляций: так создаются заведомо непопулярные версии с привлекательной ценой, которые позволяют писать в рекламе стоимость «от...». Кто, например, позарится на VW Jetta с 90-сильным мотором и без кондиционера за 950 тысяч рублей? Разве что корпоративные клиенты, которым важно создать определенный имидж.

В остальном версии без кондиционеров у автомобилей под миллион существуют, скорее, номинально. Как ни крути, а опция весьма полезная.

Артем Краснов

Источник: 63.ru

Фото автора