В два раза ценник на ОСАГО может вырасти в грядущем 2017 году. Такой пугающий прогноз сделали независимые актуарии, проанализировав деятельность автостраховщиков. Как сообщает «Коммерсант», такой солидный рост может потребоваться во избежание убытков в сфере автострахования.


Страховщики уже давно жалуются на убыточность ОСАГО – по их данным, даже несмотря на увеличение тарифов в октябре 2014 года (на 20–30%) и апреле 2015 (на 40%), выплаты превышают сборы. Обвиняют в этом, в частности, мошенников и автоюристов. Последние, по мнению страховых компаний, с помощью всяческих уловок и лазеек (как законных, так и нелегальных), через суд добиваются завышенных выплат. Только за год «черные автоюристы», согласно подсчетам, принесли компаниям ущерба на 18 миллиардов рублей. В ноябре мы решили узнать, как к такому заявлению отнесутся сами автоюристы, результат оказался интересным.

Юристы посчитали, что нападки страховых компаний не вполне справедливы и, скорее, преследуют другие, более личные и менее прозаичные цели, чем торжество справедливости, а именно – подготовку почвы для очередного повышения тарифов. И вот, словно в подтверждение догадок автоюристов, в повестке дня появляется возможное увеличение базовой ставки по ОСАГО вдвое уже в 2017 году.

Итак, согласно результатам исследования Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ), в котором были проанализированы данные 78 страховых компании за последние три года, в 2017-ом для балансировки автогражданки нужно повысить базовые тарифы. Как сообщает «Коммерсант», получилось, что средний убыток для компании составляет 104,4 тыс. рублей. А российский союз автостраховщиков (РСА) недавно сообщил, что по итогам октября средняя выплата по ОСАГО выросла до 72,3 тыс. рублей, что на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

– Средняя страховая выплата продолжает расти. Есть несколько факторов, которые на нее влияют. Это продолжающийся эффект от увеличения лимитов, макроэкономическое давление и активность криминальных автоюристов в ряде регионов, – объяснил тогда президент РСА Игорь Юргенс.

В итоге, по расчетам НААЦ, базовая ставка для автомобилистов должна составить 8,2 тыс. рублей против сегодняшней верхней границы тарифа в 4,1 тыс. руб. Предлагается сразу несколько вариантов корректировки тарифов – с учетом сохранения трендов на увеличение величины и частоты убытков, инфляции и прочего. Автомобилистов в такой ситуации волнует не то, за счет чего именно вырастет стоимость полиса ОСАГО, а до каких размеров. И цифра в 8,2 тыс. руб. за базовую ставку откровенно пугает, ведь де-факто означает подорожание страховки в два и более раз.

На примере трех водителей (новичка, опытного и безаварийного, а также злостного нарушителя) мы рассчитали, как в соответствии с рекомендациями НААЦ может измениться стоимость полиса уже в 2017 году. В таблице ниже – условные автомобилисты из области, в которой региональный коэффициент максимален (Челябинская область). Для примера мы взяли обладателей машин мощностью от 100 до 120 л. с.

Максимальные тарифы для территориального коэффициента 2,1


Водитель

2016

2017*

Опытный водитель, старше 22 лет, со стажем более трех лет, отсутствием ДТП в биографии

до 10377 руб.

20754,72 руб.

Молодой водитель до 22 лет, со стажем менее трех лет, страхуется впервые

до 25943 руб.

51886,80 руб.

Водитель, старше 22 лет, со стажем более трех лет, попадает в аварии, грубые нарушения условий страхования

до 38136 руб.

76273,60 руб.


*Предложение НААЦ.

Известно, что в настоящий момент Банк России также проводит мониторинг достаточности тарифов по ОСАГО. По сведениям «Коммерсанта», результатов исследования НААЦ в ЦБ пока не видели, однако непременно ознакомятся с ними, «если они к ним поступят».

Напомним также, что 23 июня 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещающий изменять тарифы по обязательному автострахованию в течение года после их установления. Кроме того, Минфин подготовил пакет поправок в закон об ОСАГО, который, в числе прочего, делает упор на становление натурального возмещения – то есть ремонта поврежденного в ДТП транспорта вместо денежных выплат. На днях комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять этот проект в первом чтении. По мнению самих страховщиков, это поможет решить проблему автоюризма в ОСАГО.

– Есть лишь два способа разрешить ситуацию, – сообщил Игорь Юргенс «Российской Газете». – Первый – повысить тариф. Но мы против него, поскольку это станет лишь дополнительной подпиткой автоюристов. Второй способ – лишить юридических посредников доступа к деньгам через приоритет натуральной формы возмещениям.

Заявляется, что ко второму чтению законопроект будет доработан. В новом виде он предстанет перед Госдумой как минимум через месяц. Пока ситуация выглядит так, словно автомобилистов ставят перед выбором – либо соглашайтесь на ремонт вместо денег, либо ждите повышения тарифов и «распухшего» в связи с этим ценника на полис.

Марина Фомина специально для Auto.63.ru

Фото с сайта Shutterstock.com