На прием к психологу пришли оба родителя К. (что достаточно редко в практике). Оба измучены, с большими вопросами в глазах и усталостью.

    Мама сообщила, что в школе у сына большие проблемы. Он не хочет выполнять задания учителя, может нагрубить, гулять по классу или демонстративно мять тетрадку для контрольных в комок и наблюдать за реакцией педагога. А дома ребенок не выполняет домашнего задания без ремня. Причем мама показала, что это «средство воспитания» всегда у нее с собой, даже в сумочке.

    Часто в детском коллективе есть дети, которые своим поведением сразу привлекают внимание. Они нетерпеливы и суетливы, импульсивны и агрессивны, не могут удерживать на чем-то одном внимание более 5-10 минут. Много и быстро разговаривают. Задают бессчетное количество вопросов, но ответов на них не ждут, так как через минуту успевают заинтересоваться чем-то другим. Эти симптомы, а также чрезмерное нервное возбуждение, недостаточный контроль над движениями и эмоциями, плохая координация движений, быстрая усталость определяют синдром гиперактивности.

    Зачастую гиперактивным в жизни называют любого очень подвижного ребенка. То есть за глаза ставят медицинский диагноз. А ведь синдром гиперактивности - это психическое расстройство.

    Подавляющее большинство родителей такое необычное поведение детей начинает беспокоить, когда наступает время готовиться к школе. Пик болезни приходится на 5-7-летний возраст. Именно тогда становится понятно, что ребенок вряд ли выдержит за партой время, отведенное на урок. К тому же, вероятно, у него возникнут трудности с поиском друзей. Если ребенку во время игры с детишками понравится игрушка, первым толчком у него будет отнять ее, а не попросить. Поэтому общение со сверстниками таким малышам не очень удается. На детской площадке гиперактивные дети похожи на «торнадо», которое уничтожает на своем пути все и вся. Поэтому родители других малышей стараются держать свое чадо от них как можно дальше. Соответственно, у гиперактивных детей имеется проблема социальной адаптации.

    За некоторыми исключениями гиперактивность не влияет на общий интеллект ребенка. Поэтому проблемы со школьной успеваемостью могут возникать преимущественно из-за его непоседливости, неумения концентрировать внимание и плохой памяти. Такие дети - нежелательные ученики, их не воспринимают ни педагоги, ни сверстники.

    Сначала следует разобраться, нормальное поведение у ребенка или требуется вмешательство специалистов. Признаки гиперактивности, нуждающейся в лечении, определяет психолого-медико-педагогическая комиссия.

    Гиперактивных детей лечат как медикаментами (стимуляторами, амфетаминами), так и с помощью различных психологических методик и упражнений, направленных на воспитание самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, усидчивости и внимания. Коррекционные занятия разрабатывают индивидуально.

    Важно родителям осознать, что гиперактивные дети неспособны воспринимать сложные задачи. Как добиться от такого ребенка каких-либо действий? Для этого любое сложное задание необходимо разбить на маленькие простые. Например, поручение убрать комнату за собой для такого ребенка будет страшным испытанием. А если попросить его сначала сложить игрушки, затем - одежду в шкаф, книги - на полку, а карандаши - в пенал? Тогда вопрос уборки будет решен быстрее и легче.

    Для таких деток обязательными являются режим дня, повторяющиеся ритуалы, специальная диета (ограничение в сладостях). Для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), массаж, игры с водой, спорт. Можно завести домашнее животное, не требующее особого ухода, хозяином которого будет именно ребенок. Во-первых, так ваше чадо постепенно будет приучаться к дисциплине - ведь его любимый питомец нуждается в заботе. Во-вторых, занятия с животным смогут «нейтрализовать» непоседу на значительное время. Важно, чтобы у родителей и ребенка были ежедневные обязанности, приносящие удовольствие обоим. В каждой семье это может быть свое занятие. Самое главное и трудоемкое - его найти и закрепить как ежедневное правило.

    А еще необходимо ввести правило «восьми объятий». Это совсем просто. Нужно обнимать малыша не менее восьми раз в день, чтобы он чувствовал вашу любовь. Для любого ребенка это важно, особенно - для гиперактивного. Тем более что объятия успокаивают и снимают напряжение. Любовь, по мнению экспертов, - лучшее лекарство.

    Е. ПИЩУГИНА

    Волжские Вести

    фото из свободных источников