Войны, революции, кризисы… Во всей этой пучине бедствий продолжается жизнь обычного человека. Жизнь, которую за яркой мишурой больших событий не часто замечают историки.

Восполнить пробел постарались на международном форуме историков, философов и публицистов «Провинция в эпоху системных кризисов». На одной из площадок говорили о провинциальной повседневности в годы Русской революции и Гражданской войны.

Заведующий кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета профессор Леонид Бляхер (Хабаровск):


- Я показываю жизнь провинции на примере Приамурской окраины, как называлась территория Хабаровского края и Приморья в те годы. Одним из важнейших факторов, который сыграл свою роль в формировании своеобразного уклада жизни русских людей на Дальнем Востоке, был фактор недоступности этих мест. Связана она была с тайгой и отсутствием дорог.

Представители старшего поколения, наверное, помнят песню про то, как приамурские партизаны занимали города. Кто были эти приамурские партизаны? Ответ на этот вопрос и дает нам картину жизни дальневосточной окраины в те далекие годы.

В это время заканчивается период взлета переселения в Приамурье, который начался после 1861 года. Переселенцам давали сто десятин, что в настоящее время во многом соответствует дальневосточному гектару, освобождали от призыва в армию и уплаты налогов. Но взамен этого они должны были отдать государству пошлину в размере 500 рублей - это огромная сумма по тем временам.

Чтобы лучше представить результаты этой политики приведу пример: территория была размером с Испанскую империю периода расцвета своего могущества, а проживали на ней 30 тысяч человек.

Государственная власть здесь не могла приказывать, могла только договариваться. Дальше Иркутска поэтому до сих пор бытует поговорка: «Сибирь - территория согласия». В 1910 году пытались провести призыв в армию, но крестьяне просто ушли в леса, в Монголию и Китай. Неудачными были попытки призыва и в Первую мировую войну, и организованные колчаковцами.

В годы Гражданской войны на этих землях сложилась ситуация многовластья: железные дороги взяли под контроль японцы и американцы (у них это требовало много затрат, поэтому они продержались недолго), в городах правили атаманы, притом очень разные - от садиста Калмыкова до романтика Семенова, мечтавшего восстановить империю Чингисхана, а крестьяне продолжали жить своим привычным укладом. Попытки реквизиций хлеба атаманами и казаками вызвали привычную реакцию - селяне ушли в леса и стали теми самыми приамурскими партизанами, сотрудничавшими с советской властью и воевавшими против городов.

После установления советской власти в регионе они, кстати, продолжали также уклонятся от действий большевистского правительства. Спасались бегством в Северный Китай и Монголию.

Почетный профессор факультета славяноведения Сорбонны, главный редактор журнала La Revue russe Вероника Жобер (Париж):


- В дневниках русского офицера и симбирского помещика Иосифа Ильина, моего дедушки, много рассказывается о конце дворянских гнезд, пришедшемся на революционное время. Усадебный быт начинает уходить в прошлое еще до Октября, сразу после случившейся Февральской революции. Хотя внешняя жизнь помещиков еще не сильно меняется, они стараются цепляться за прошлое.

Приехавший с фронта после революции Иосиф Ильин в свое родовое гнездо в Самайкино (ныне это село в Новоспасском районе - Прим. авт.) описывает происходящие там события. Председателем сельсовета здесь избран самый никудышный мужик, сильно пьющий. Это объясняется просто: у всех остальных в селе много дел и им не до этой работы.

Встречаются у Иосифа Ильича описания сельского схода, на котором ему удалось побывать. Знакомые мужики кланяются при встрече и оправдываются тем, что они не могут голосовать против народа. Дворянской семье оставляют по две десятины земли на человека, а Иосифу Ильину, как фронтовику, дают три десятины.

Описывает он, как забирают книги из библиотеки, большинство из которых на английском и французском языках и вряд ли пригодятся новой власти. Как бабы и мужики разбирают имущество бывших хозяев, веселятся и недоумевают, почему дворяне не горюют о нажитом.

Ильин решает уехать с семьей в Сызрань, а затем в Самару. По дороге заезжает в Репьевку к своим знакомым Мертваго. Они называют его трусом за то, что он бежит, верят в то, что скоро все закончится и начнется прежняя жизнь. Уже в Сызрани Иосиф Ильич узнал, что семью Мертваго в Репьевке и Толстых в Каранино убили местные крестьяне. А он смог спасти свою жизнь и жизни своих близких.

Заведующая кафедрой гуманитарного и поликультурного образования УлГПУ доцент Марина Бравина (Ульяновск):


- Симбирск в преддверии революции был полупатриархальным городком, окруженным множеством слобод, где и жила основная масса населения. Городские дома по своему устройству, а не только по площади, представляли типичные усадьбы. И при бездействии властей горожанам в годы Гражданской войны пришлось самостоятельно искать способы и пути выживания.

Симбирск испытывал жесточайшую нехватку водопроводной воды. Постоянные оползни, самый сильный из которых пришелся на 1915 год, но он был не единственным, разрушали коммуникации. Водоснабжение горожане осуществляли самостоятельно, благо было много родников. Но это, в свою очередь, приводило к вспышкам инфекционных заболеваний.

Канализация существовала только в 19 городах империи, и Симбирска в их числе не было. Весной 1918 года в городе разразилась настоящая экологическая катастрофа. Снежная зима, весенний оползень разрушили часть водовода, и симбирянам пришлось брать вопрос вывоза нечистот в свои руки. В это время возникают первые отряды взаимопомощи, которые начинают заниматься насущными проблемами, тогда как городское управление бездействует и занято переделом власти.

Еще один важный момент, на котором стоит остановиться, - организация досуга. Вечеринки, как ни странно, становятся одним из способов выживания. В газетах даются объявления об их проведении, где указывается, что организуется стол вскладчину. Так значительно дешевле, чем делать это самостоятельно.

Танцы в то время были способом согреться. В газетных объявлениях прямым текстом говорится: «Не мерзните дома, идите танцевать». Это в то время самый популярный способ проведения времени, переживающий настоящий бум. Характерный пример: учитель танцев, приехавший из Петрограда, ведет занятия с утра до ночи. Столько у него желающих научиться проводить культурно и полезно досуг.

Данила Ноздряков

Информационный портал ulpravda.ru