Лаборатория Театра Наций, перевернувшая Сызранскую Драму с ног на голову, уехала, поделившись с местными актерами своим недюжинным опытом, создав с ними три эскиза спектаклей. Конечно, нашему театру повезло стать участником столь интересного эксперимента. А еще несказанно повезло паре-тройке сотен зрителей, побывавших на показах эскизов. Велика вероятность того, что постановки как итоги работы Лаборатории останутся эксклюзивом для этих счастливчиков.


Московский опыт – на периферию

Истории о том, как из идеи сблизить театры столиц и малых городов России родилась нынешняя Лаборатория, более двадцати лет. Под патронажем Театра Наций она существует с 2010 года. Создателем движения, а затем и его бессменным вдохновителем стал Олег Лоевский.

Пять-шесть раз в год в театры отдаленных городов страны выезжает команда московских специалистов, где проводит с местными актерами мастер-классы, тренинги, индивидуальные занятия, и, конечно, работает над созданием новых спектаклей. Так как полноценной постановки за четыре-пять дней сотворить практически невозможно, продукт интенсивных репетиций, который затем демонстрируют публике, назвали эскизами. А весь проект – Лабораторией.

С первого по седьмое октября в Сызранской Драме жизнь начинала бить в девять утра. Как раз в это время на подмостках открывался мастер-класс по сценодвижению от Вячеслава Белоусова, которого затем сменяла Марина Гарсия Солано, работая с актерами над корректировкой их речи.

После часового перерыва на обед труппа театра разбредалась по трем репетиционным площадкам, где работала над созданием тех самых эскизов. Заканчивали лишь тогда, когда все: и актеры, и режиссеры - валились с ног от усталости.

Заслуженная артистка РФ Татьяна Дымова о работе Лаборатории:

- Это была уникальная возможность сбросить с себя штампы под руководством опытных педагогов. Вячеслав Белоусов выматывал на занятиях по сценодвижению, совершенно нас не жалея. Но подобные встряски артисту необходимо проходить с определенной регулярностью. Что говорить, все мы с возрастом закостеневаем, встряхнуться необходимо каждому, а нам особенно.

Актер Олег Егоров:

- Об участии в подобном эксперименте можно только мечтать. Да, нам удается иногда работать с приглашенными режиссерами, но подобного опыта, что привезла с собой Лаборатория, мы пока не имели.

Закрытый показ эскизов перед публикой проходил в последние дни работы Лаборатории. Число мест в зрительских рядах варьировалось в пределах сотни на две первые постановки и 50 – на третью. Достать заветный билетик на эти своеобразные премьеры было не так-то просто. Посчастливилось лишь самым преданным театралам.

После просмотра эскизов зрителям необходимо было определить их дальнейшую судьбу, проголосовав за одно из двух: «продолжить работу» или «забыть, как страшный сон».


Шаг первый - «Метод Грёнхольма»

Эскиз по пьесе Жорди Гальсерана готовил Михаил Заец. Материал, с которым приходилось работать актерам, о жесткости современного мира, а местами – и о его жестокости. Пьеса не только о том, как победить соперников, но и по какому пути идти к заветной цели: спастись самому, не заботясь о других, или добиться успеха ценой уничтожения остальных. Красной нитью через весь этюд проходит лейтмотив хрупкости грани между человечностью и подлостью. В ситуацию постоянного выбора между тем и другим режиссер поставил Владимира Калялина, Евгения Морозова, Татьяну Костюнину и Артемия Кондрашова.

Но нашим актерам удалось настолько убедительно сыграть свои роли, что мнение зрителей после голосования практически не разделилось. За «продолжить работу» над спектаклем высказались 94 человека, за «забыть, как страшный сон» - всего четверо.

Испытание номер два - «Камень»

Над созданием эскиза по пьесе Мариуса фон Майенбурга совместно с Викторией Печерниковой работали заслуженные артисты РФ Лидия Дымова, Татьяна Дымова, Любовь Сазонова, Заслуженная артистка Самарской области Нина Барковская, артисты Олег Егоров, Ольга Дроздова, Анастасия Землянская. К слову, последняя в эскизе сыграла две разновозрастные роли, и ее работу московские специалисты оценили очень высоко.

Материал довольно сложный. Как сказал Олег Лоевский, его удивил выбор этой пьесы сызранским театром. Он даже предположил, что «Камень» попал в работу Лаборатории случайно. Однако главный режиссер Олег Шахов опроверг мнение знаменитого критика:

- Выбор трех пьес из 60 присланных организаторами Лаборатории происходил с учетом нескольких аспектов. Во-первых, необходимо было ориентироваться на возможности труппы и по максимуму задействовать всех артистов. Во-вторых, отдельное внимание мы обращали на жанры пьес, так как фарс и комедия нашими зрителями, конечно, любимы, но нужны были и драма с трагедией.

В пьесе через судьбы нескольких поколений одной немецкой семьи показана история взаимосвязи немецкого и еврейского народов, потомков жертвы и палача. И насколько страшной порой бывает правда не о ком-то постороннем, а о своих близких.

Пьеса оказалась сложной не только для актеров, но и для режиссера. Как отметила Виктория Печерникова, материал страшный и жесткий.

- Но такой команды, как в вашем театре, у меня никогда раньше не было, - продолжила Виктория. - Сильнейшие актеры, интереснейшие люди. Было вполне нормальным принять глубокой ночью от кого-то из артистов звонок: «А знаешь, я вот придумала то-то и то-то», «А что, если сделать вот так…». За эти пять дней мы как только не перекраивали пьесу, только-только нащупали некую цельность постановки.

Этот эскиз вызвал самую бурную реакцию зрителей – тема, несомненно, сложная и трагическая. И для русских людей довольно неоднозначная, учитывая, что основная завязка сюжета пришлась на время взятия советскими войсками Берлина и других немецких городов. Но за продолжение работы над постановкой проголосовали 90 зрителей, против – 12.


Эксперимент третий - «Нужен перевод»

В своей пьесе драматург Брайан Фрил показал ирландскую деревушку первой половины прошлого века, где в школе наравне с родным языком изучают не английский, что было бы логично, а греческий и латынь. Их самобытный мир, из которого кто-то хочет вырваться, а кто-то наоборот – окунуться в него, очаровывает зрителя. О жанре пьесы Олег Лоевский сказал, что в ней смешались детектив, драма, мелодрама, трагедия.

Над эскизом этого спектакля под руководством Никиты Бетехтина работали Заслуженный артист РФ Юрий Андрухович, артисты Андрей Бурнаев, Александр Кочудаев, Виталий Боневур, Оксана Аксакова, Мария Зинова, Никита Константинов, Владислав Штиль.

По мнению зрителей, эта постановка оказалась и самой интересной, и наиболее завершенной из всех трех.

Евгений Шишулин, зритель:

- Невероятно трудно поверить, что на создание этих эскизов ушло всего пять дней. Наши местные актеры талантливы, неоднократно пересмотрев весь репертуар, я могу об этом судить. Многие раскрылись передо мной с совершенно новой стороны. Конечно, я проголосовал за «продолжить работу» над всеми тремя постановками.

Андрей Савин, зритель:

- Наиболее понравился третий эскиз - по пьесе «Нужен перевод», но и «Метод Грёнхольма» - вполне готовый спектакль, который даже особых доработок не требует. Все три постановки стали бы украшением репертуара нашего театра.

Во время обсуждения эскиза по пьесе «Нужен перевод» мнение, что спектакль полноценный и готов быть представленным широкой публике в том виде, в каком есть, высказали и другие зрители. Никита Бетехтин сумел сотворить маленькое чудо: актеры не играли, они жили своими образами. Казалось, что этот спектакль актеры играют далеко не в первый раз. За исключением одного зрителя остальные пришедшие на показ проголосовали за продолжение работы над спектаклем.

Вписав свое имя в летопись грандиозного всероссийского проекта, сызранский театр получил возможность открыть для себя новые горизонты. Каждый из трех эскизов может стать визитной карточкой труппы при участии в различных театральных фестивалях и поставить родной город в один ряд со столичными и краевыми.

Маленькую революцию в нашем театре сотворили:

Олег Лоевский – арт-директор Театральной Лаборатории, арт-директор фестиваля «Новосибирский транзит», основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр», эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска», театральный критик.

Елена Носова – куратор театральных проектов Государственного Театра Наций, помощник художественного руководителя. Вячеслав Белоусов – доцент, заведующий кафедрой пластической выразительности актера Екатеринбургского государственного театрального института. Марина Гарсия Солано - преподаватель кафедры сценической речи Московского театрального колледжа под руководством Олега Табакова. Виктор Борзенко - шеф-редактор журнала «Театрал».

Михаил Заец – выпускник Екатеринбургского театрального института, главный режиссер Ростовского-на-Дону областного академического молодежного театра. Участник многих театральных фестивалей. Обладатель нескольких премий, среди которых: приз за «Лучшую режиссерскую работу» фестиваля «ArtОкраина», «Браво» - фестиваля «Театра без границ», «Надежда» - фестиваля «Золотой конек».

Виктория Печерникова – выпускница режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС). Участница многих всероссийских и международных театральных фестивалей. Первый стипендиат премии А. Эфроса, учрежденной театром «Et Cetera».

Никита Бетехтин – выпускник РАТИ (ГИТИС), магистрант Центра Мейерхольда и школы-студии МХАТ, режиссер-педагог театральной лаборатории Gogol School. Участник и призер нескольких международных театральных фестивалей. Обладатель государственной премии Союза театральных деятелей РФ.

Людмила Миронова

Волжские Вести в Субботу