Пенсионный фонд ответил на часто задаваемые вопросы и предупредил от совершения ошибок при формировании пенсии.

Накопительная пенсия – это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателя и доходов от их инвестирования.

В какие годы формировались пенсионные накопления?

Пенсионные накопления формировались у работающих граждан 1967 года рождения и моложе с 2002 по 2013 год, у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения с 2002 по 2004 год, у участников Программы государственного софинансирования пенсий (формируются по настоящее время за счет собственных средств и господдержки), у тех, кто направил средства материнского(семейного) капитала на формирование пенсионных накоплений.

Как узнать, сколько денег "в кубышке"?

Узнать сумму пенсионных накоплений и страховщика, у которого они формируются, можно на сайте ПФР*. Для этого необходимо войти в Личный кабинет гражданина. В разделе «Управление средствами пенсионных накоплений» нужно выбрать ссылку «Получить информацию о текущем страховщике».

При этом, если накопления формируются в Пенсионном фонде, можно увидеть также сумму средств с учетом результата их инвестирования. Если же накопления формируются в негосударственном пенсионном фонде, фактическую сумму средств пенсионных накоплений нужно узнавать именно в этом фонде.

За период с 2013 по 2017 год 69 негосударственных фондов прекратили свою деятельность в связи с лишением лицензии, введении запрета деятельности, банкротства или слияния с другими фондами. Действующими являются только 38 негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В настоящее время они проявляют активность в борьбе за пенсионные накопления граждан. Их агенты ходят по домам и предприятиям, предлагая заключить договор и подать заявление о досрочном переходе для перевода пенсионных накоплений граждан в распоряжение конкретного НПФ.

Хитрости агентов НПФ

Для привлечения новых клиентов НПФ сотрудничают с сетью кредитных организаций, банков, салонов сотовой связи. Под предлогом активации банковской карты менеджеры просят у клиента номер телефона и код, поступивший абоненту, таким образом получая «согласие» на обработку данных в электронном виде. В таком случае ручная подпись клиента уже не требуется. При этом агентами НПФ не раскрывается информация о возможных потерях гражданами инвестиционного дохода при досрочном переходе к другому страховщику.

Если пенсионные накопления переданы негосударственным фондам, граждане должны сами отслеживать их доходность, смотреть, как сработали выбранные страховщики и при неудовлетворительной работе менять их. Выбор нужно делать осознанно, а не подписывая, как это часто бывает, какие-либо документы при «приеме на работу», оформлении кредита, покупке мобильного телефона или визите «сотрудника ПФР» к вам домой и т. п. Никогда и никому не сообщайте свой СНИЛС, если вы не уверены, что это представитель госоргана или работодатель, никогда не указывайте свой СНИЛС при его запросе на различных сайтах.

Как не потерять инвестдоход

Очень важно помнить: если вы меняете пенсионный фонд чаще, чем раз в пять лет, ваши накопления переводятся в него без учета всего или части инвестдохода. ПФР рекомендует менять страховщика (пенсионный фонд) не чаще одного раза в пять лет, а при подаче заявления проверяйте его тип – на срочный или досрочный перевод, выбирая первое.

Перевести пенсионные накопления в управляющую компанию или другой пенсионный фонд можно через клиентскую службу ПФР или МФЦ: заявление можно подать как лично, так и через законного представителя; через интернет: на портале госуслуг или сайте ПФР; по почте: в этом случае установление личности гражданина и проверку подлинности его подписи осуществляет нотариус.

Особенности-2018

В 2018 году подать заявление о выборе страховщика для передачи ему средств пенсионных накоплений без потерь могут граждане, у которых смена страховщика произошла в 2014 году.

*Напомним, все услуги и сервисы, предоставляемые ПФР в электронном виде, объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда – es.pfrf.ru. Чтобы получить их, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на едином портале государственных услуг (gosuslugi.ru). Если гражданин уже зарегистрирован на портале, необходимо использовать логин и пароль, указанные при регистрации.