Когда я просматривала книгу отзывов о выставке «Священный круг жизни» (время ее работы в краеведческом музее - по 26 февраля), не могла понять, почему оставленные в ней комментарии такие краткие.

    «Восторг полный!», «Это поразительно», «Нет слов. Спасибо!» - вот так звучали отзывы впечатленных посетителей. Согласитесь, подробными их не назовешь. Но потом, знакомясь с экспозицией, поняла причину подобной лаконичности. Все 115 представленных работ изумляют. Стоишь перед ними в некоторой растерянности. И, действительно, не знаешь, что сказать, как выразить свое восхищение.

    Знакомлюсь с автором - пензенским скульптором Германом Феоктистовым, членом Союза художников России. Он работает в жанре мелкой пластики. Творения Феоктистова находятся в Болгарии, Канаде, а также в частных коллекциях нашей страны. Но меня интересует не это. Любопытно другое: почему все представленные на выставке бронзовые миниатюры посвящены североамериканским индейцам?

    - Увлечение ими началось давно, когда я был еще подростком. Именно тогда у меня сложился образ благородного героя, который живет в гармонии с природой. Мир, населенный такими персонажами, показался мне прекрасным. Вот с тех пор я и отражаю его в своих произведениях, - пояснил мой собеседник.

    Вспоминаю свое детство: а ведь мы тоже бредили индейской темой! Зачитывались книгами Фенимора Купера, Майн Рида. Засматривались фильмами германской киностудии ДЕФА о благородных Оцеоле - вожде семинолов, Чингачгуке... Только у нас все это прошло с возрастом. Но, оказывается, есть люди, сохранившие верность той давней страсти. Как здорово!..

    Так вот, выставка. Бронзовые фигурки, смонтированные на шлифованных каменных подиумах. Невысокие, необъемные, но сколько в них динамичности! Они живут: работают, танцуют, поют, горюют, радуются...

    Долго смотрела на композицию «Изгнанники». Двое мужчин, навьючив лошадей, уезжают из родного становища. Сразу видно, что делают они это не по доброй воле: сгорбленные спины, затравленные взгляды. Вот оглянулись в последний раз - воровато, вскользь - и какая гамма чувств полыхнула в глазах! Все в них: боль, озлобленность, тоска...

    «Нерест лосося». Волна, по ней несется каноэ. В нем - индеец и собака. Оба напряженно вглядываются в воду: вот-вот мелькнет в ней рыба, которую надо незамедлительно бить острогой.

    «Вещая сова». Миниатюра изображает старую-престарую бабушку, опирающуюся на клюку. За ее плечами раскинула крылья огромная птица. Подобное соседство можно трактовать по-разному. Кто-то подумает так: эта женщина мудрая как сова. Но есть и другой вариант: героиня композиции - ведунья. Она знает прошлое, предсказывает будущее. Ей известен язык зверей и пернатых. Гигантская птица над ее головой - тому доказательство.

    «Дедушкина песня». Сидит старик, бьет колотушкой в бубен, поет древнюю песнь. Рядом - внук. Все понятно: пройдет время, и мальчик, повзрослев, тоже станет исполнять эту музыку для следующего поколения. Вот он, цикл вращения, тот самый «священный круг жизни» - символ мира, Вселенной.

    «Ветер прерий», «Дочки-матери», «Месяц спелых вишен», «Весна на равнинах», «Благодарение духу оленя», «Всадница», «Воин», «Золото!» - названия скульптур очень точно отражают их суть. И вносят в увиденное тот самый штрих, который необходим для завершения восприятия. Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Только читать подписи под миниатюрами и смотреть на них, смотреть, смотреть...

    Отдельный стенд - украшения. Подвески «Утренняя звезда», ременные пряжки «Волк», «Шкура бобра», «Бизоны», серьги в виде змей, черепах, браслеты, застежки, броши. Все изготовлено Германом Феоктистовым из серебра, кожи, бронзы со вставками из бирюзы и агата. Что сказать? Такой ювелирки в магазинах, конечно, не купить. Ее наденешь - и, как на машине времени, перенесешься в другую жизнь, где падают с гор хрустальные водопады, парят в небе орлы, мчатся по прерии мустанги, живет в вигвамах народ, считающий честь и справедливость самыми главными ценностями на свете.

    Ну и где тут найти слова, чтобы оставить в книге отзывов длинную запись?

    ...Вижу сызранскую художницу Веру Евсееву, внимательно рассматривающую скульптуру «Тишина». Подхожу, спрашиваю ее мнение об увиденном. Надеюсь, уж она-то все разложит по полочкам, сделает детальный анализ. Не тут-то было! «Высочайший уровень», - говорит Вера кратко. И, уходя, добавляет: «Это - настоящее».

    Ирина ПРАВДИНА

    Волжские Вести