В документах начала XX века часто встречается наименование "тоннель". Иногда даже с большой буквы, что иногда приводит к курьёзам.


Например в издании документов о крестьянских волнениях в России можно прочитать в комментариях, что Тоннель - это фамилия промышленника, строившего чего-то в районе Сызрани. Действительно, откуда в наших краях взяться настоящему тоннелю? Тем не менее он существовал. Мало того - это была грандиозная стройка, претендовавшая на проект века по региональным меркам.

Всё началось в 1873 году, когда строили Сызранско-Вяземскую железную дорогу. Проектировщики не обратили внимание на предупреждение геологов о неустойчивости волжского склона между Сызранью и Батраками и вскоре после начала эксплуатации стальной магистрали рельсы на этом участке стали проседать. Слабым звеном оказалось расстояние между 1077 и 1079 верстами. Может всё так и тянулось бы по извечной российской традиции от одного мелкого ремонта к другому, но рядом был воздвигнут мост через Волгу, а затем сюда подошла ещё ветка Московско-Казанской железной дороги. Движение, а соответственно нагрузки возросли в десятки раз. Возможно сыграло свою роль и довольно редкое в наших местах явление - землетрясение 1895 года.

В июне 1903 года на 1078 версте произошёл сильный оползень, сделавший движение по железной дороге невозможным. Стратегическая магистраль, связывавшая центральную Россию с Сибирью и Средней Азией оказалась под угрозой. Теперь уже этой проблемой озаботились в самом Петербурге. Обследовавшая местность группа инженеров пришла к выводу, что решением проблемы может стать тоннель сквозь гору в обход опасного участка.

Дело это довольно сложное и дорогое, поэтому с принятием решения тянули долгие годы. Тем более, что на месте худо-бедно справлялись с проблемой, регулярно подсыпая под основание дороги на размываемый Волгой берег грунт. Помогало это ненадолго - грунт течением уносило вниз и вскоре уже забили тревогу городские власти Сызрани. Песком закрывало вход в Воложку, к сызранским пристаням. Под угрозой оказалось речное сообщение города.


Только в 1913 году, когда положение стало уже совсем нетерпимым, начались проектные работы, а затем были выделены 3,5 миллиона рублей на строительство тоннеля. Вскоре там вырос целый рабочий посёлок, ведь на стройке трудилось несколько сотен человек. Вследствие чего тоннель оказался самым значительным местом концентрации пролетариата в наших патриархальных краях. Что и привело его, в конечном итоге на скрижали истории. Справедливости ради нужно заметить, что там работали не только вольнонаёмные. В одной из метрических книг Сызрани сохранилась запись о гибели австрийского военнопленного Руперта Грубера, упавшего в шахту №52 на строительстве тоннеля. Незадолго до этого там же погиб уроженец Триеста Луиджи Дегаскери.

В 1917 году вся эта масса людей, внезапно оказавшихся не у дел стала благодатным топливом для грянувшей революции. Именно рабочие тоннеля сформировали самую многочисленную в регионе Красную гвардию, значительно превосходившую по силе даже местную Красную Армию. Этот отряд сыграл самую важную роль в установлении Советской власти не только в Сызрани, но и в Симбирской губернии, играя роль ударной силы большевиков в регионе. Они даже послали своего собственного делегата Михаила Фролова на знаменитый 2-й Всероссийский съезд Советов, арестовавший Временное правительство.

Именно их отряды вступили в июне 1918 в бой с мятежными белочехами, а в апреле 1919 года подавляли крестьянское восстание в Сызранском уезде. Если вы подойдёте к памятнику героям революции в Кузнецком парке, то увидите надпись о безымянных героях, похороненных там в братской могиле. Большинство из них и были красногвардейцами из тоннеля. В Сызрани их просто никто не знал.

После подавления крестьянского восстания тоннельных рабочих отправили на борьбу с Колчаком. Стройка всё равно уже давно была заброшена. Её так и не возобновили.

Проблему оползней решили другими инженерными средствами, а место бывшего тоннеля со временем забылось. Периодически его пытаются отыскать краеведы, но пока безуспешно.

Сергей Зацаринный