В случае, если Вы обнаружили недостатки приобретенного товара, работы или услуги, Вы вправе потребовать от продавца безвозмездного устранения обнаруженных недостатков, соразмерного уменьшения цены товара (работы, услуги), возврата уплаченной за них суммы, а также полного возмещения причиненных убытков.


При обнаружении недостатков приобретенного товара (выполненной работы, оказанной услуги) Вы вправе потребовать от продавца безвозмездного устранения этих недостатков, соразмерного уменьшения цены товара (работы, услуги), возврата уплаченной за них суммы, а также полного возмещения причиненных убытков (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Следует учесть, что для удовлетворения претензий потребителю необходимо доказать наличие недостатков товара, а иногда – время возникновения недостатков. Необходимость в доказывании наличия недостатков товара, времени их возникновения возникает, если потребитель обращается к продавцу (изготовителю, исполнителю) с претензией по товару (работе, услуге), на который гарантийный срок не установлен. Также необходимо доказать, что недостатки товаров (работ, услуг) возникли до передачи Вам товара (принятия Вами работ, услуг) или по причинам, возникшим до этого момента. Чтобы доказать наличие недостатков товара (работы, услуги), установить момент и причину их возникновения, в большинстве случаев необходимо провести экспертизу. Но для привлечения продавца (изготовителя, исполнителя) к ответственности за некачественный товар (работу, услугу) имеет значение своевременное предъявление потребителем своих претензий по недостаткам товаров (работ, услуг).

В связи с этим при обнаружении недостатков товара (работы или услуги), которые требуют доказывания, следует придерживаться следующего алгоритма.

1). Нужно составить претензию и представить ее продавцу (изготовителю, исполнителю)

В претензии необходимо указать:

- ваши ФИО, адрес, телефон, иные контактные данные;

- наименование товара, дату и место приобретения, порядок оплаты;

- обнаруженные недостатки, время и обстоятельства обнаружения;

- ваши требования, в связи с обнаружением недостатков. Следует приложить к претензии копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара (работы, услуги). При этом отсутствие кассового, товарного чека, иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки, не может быть основанием для отказа в удовлетворении ваших требований (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Целесообразно изготовить два экземпляра претензии для подтверждения ее получения продавцом. При отказе продавца (изготовителя, исполнителя) принять претензию, следует направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит подтвердить соблюдение претензионного порядка.

2). Предъявите продавцу (изготовителю) некачественный товар и, если необходимо, потребуйте проведения экспертизы Одновременно с претензией передайте продавцу (изготовителю) товар с недостатками. При этом целесообразно, чтобы факт возврата товара был задокументирован. Продавец (изготовитель) обязан принять у вас товар ненадлежащего качества. Если по результатам проверки качества товара недостатки не выявлены либо продавец указал, что причиной возникновения недостатков послужили Ваши действия, настаивайте на проведении экспертизы товара. Требование о проведении экспертизы подайте продавцу (изготовителю) в письменной форме. Если будет выявлено, что недостатки возникли в связи с действиями продавца, расходы на проведение экспертизы несет продавец. В иных случаях экспертизу оплачивает тот, кто потребовал ее проведения, либо расходы делятся поровну между заказчиком и исполнителем, если экспертиза назначена по соглашению сторон. Если экспертиза установит, что недостатки товара возникли по причинам, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, вы должны возместить расходы на ее проведение, а также связанные с ней расходы на хранение и транспортировку товара.

3). Обратитесь в суд с исковым заявлением В случае отказа продавца (изготовителя, исполнителя) добровольно удовлетворить Ваши требования, подайте в суд исковое заявление о защите прав потребителя, приложив к нему документы, обосновывающие Вашу позицию, в том числе результаты экспертизы (если она проводилась). В зависимости от обстоятельств дела экспертиза, в том числе по установлению недостатков товара (работы, услуги) и причин их возникновения, может быть назначена по вашему ходатайству судом (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ). При удовлетворении судом ваших требований, заявленных в связи с недостатками товаров (работ, услуг), с ответчика в том числе могут быть взысканы в вашу пользу:

- штраф в размере 50% от суммы, присужденной в вашу пользу;

- компенсация морального вреда (если такое требование заявлялось);

- расходы, понесенные вами в связи с собиранием доказательств до предъявления иска, в связи с производством по делу и заявленные ко взысканию, в частности расходы на проведение экспертизы, на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу.

Подготовлено прокуратурой г. Октябрьск