Старообрядцы сохранили связь с византийской школой, что заметно как раз в сызранских иконах. Их отличает сдержанность в красках и внутренняя глубина.

Вознесенский мужской монастырь в Сызрани - старейший в Самарской области. Основан он был еще в конце XVII века. В последнее время в монастыре появились чудесные иконы и росписи, созданные современными сызранскими мастерами – супругами Пятковыми, Натальей и Юрием. Сейчас они работают над росписью стен в монастырской трапезной.

В традициях старообрядчества

Как и в живописи, в русской иконописи есть разные стили и направления. Сызранская школа, возникшая во второй половине XVIII века и продолжавшая традиции мастеров-старообрядцев, - одна из самых удивительных. Известно, что в XIX веке в русской иконе доминировал живописный, академический стиль изображения. Старообрядцы же сохранили связь с византийской школой, что заметно как раз в сызранских иконах. Их отличает сдержанность в красках и внутренняя глубина. Но при этом - тонкая проработка деталей, что не было свойственно канонической византийской иконописи.

Самый известный представитель этой школы - Александр Архипович Бочкарев, уроженец Сызрани, родившийся в 1866 году. Он вырос в семье потомственных иконописцев-старообрядцев. В работе использовал темперную технику и кипарисовые ковчежные доски. Его иконы, выполненные в греческом стиле, отличались свежестью красок и одухотворенностью ликов святых, мягкими цветами, плавными переходами от света к тени. А его изюминкой был белый фон, на котором написаны лики святых.

Своим творчеством Бочкарев прославил Сызрань на всю Россию и за ее пределами. В 1896 году на Новгородской выставке Бочкарев был удостоен награды от императора Николая II. После революции судьба сызранского иконописца сложилась непросто. В 1929 году он был арестован, а в 1932 году сослан на поселение под Архангельск. Два года спустя мастер скончался.

Его иконы изымались из храмов, ими выстилали полы в конюшнях. Конечно, многие из бочкаревских работ к сегодняшнему времени утрачены. Но несколько икон знаменитого сызранского мастера есть в фонде местного краеведческого музея и в частных коллекциях. Есть они и в молитвенном доме местной старообрядческой общины – эти иконы, правда, укрыты от постороннего взгляда.

Душа икон

В наше время традиции Бочкарева и других мастеров сызранской школы иконописи продолжают выпускники художественного училища в городе Холуй Ивановской области Наталья и Юрий Пятковы.

Чтобы приглушить яркость красок, Бочкарев добавлял в них охру. Так же поступают Наталья и Юрий, добиваясь того, чтобы в их работах были и сдержанность, и благородство, и жизнь духа.

«Первым нас благословил на создание икон для храмов митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, - рассказывает Юрий Пятков. - Было это в 1991 году в Москве, на выставке в Доме дружбы народов, для которой мы подготовили пять или шесть икон».

С тех пор многие православные храмы были украшены иконами, созданными Пятковыми. Эти мастера расписывали, к примеру, Казанский собор в Сызрани, храмы в Шигонах и Кустанае.

Некоторые иконы сызранских мастеров в свое время были преподнесены в дар патриарху Алексию II, Президенту России Владимиру Путину. Одна из работ есть в коллекции Дома Романовых.

А вот их последние творения - лики святых на монастырских стенах в Сызрани… Смотришь на них и чувствуешь покой и умиротворение. Гармоничные цвета, одухотворенные лица, тщательно прорисованные мягкие складки одежд. Между образами – затейливый орнамент с вьющимися растениями, цветами и райскими птицами. Это уже придумка самих сызранских мастеров. И она гармонично сочетается с ликами святых.

«Смотришь порой на некоторые современные иконы, - говорит Юрий, - и видишь, что они пустые. В иконе должна быть душа. Наверное, передается она, прежде всего, через глаза. Берешь такие иконы – от них будто бы тепло идет. Вот и мы хотим, чтобы от наших икон шло тепло…»

«Первым нас благословил на создание икон для храмов митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, - рассказывает Юрий Пятков. - Было это в 1991 году в Москве, на выставке в Доме дружбы народов»

Наталья ПЯТКОВА, иконописец:

- Я увлеклась этим направлением в 1990 году, когда впервые увидела иконы Александра Архиповича Бочкарева. И тогда я поняла, что это особое письмо. Мягкие цвета, сдержанность в колорите, гармония, плавный переход от тени к свету... У него нет резких границ. Бочкарев мне ближе всех других иконописцев.



Автор: Вадим КАРАСЕВ, фоторепортер: Андрей САВЕЛЬЕВ, «Волжская коммуна»