Юристы Союза потребителей «Росконтроль» напоминают, о чем должен знать каждый из нас отправляясь за покупками на рынок или на ярмарку выходного дня.


В первую очередь они отмечают, что продавцы на базарах и рынках не обязаны выдавать чек за покупку согласно п.2 ст.2 Закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

· Без применения ККТ (контрольно-кассовой техники) могут производиться расчеты при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах.

· Вправе не выдать чека продавец, торгующий из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином.

· Разрешена без выдачи чеков сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами.

Продавец должен выдать кассовый чек, если продажа ведется в автолавке или в автомагазине, фургоне, контейнере и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах.

Если вам нужны документы, подтверждающие покупку, юристы советуют требовать товарный чек.

Можно ли вернуть продавцу на рынке товар, который оказался некачественным, если нет чека?

Любой продавец по закону о защите прав потребителей обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. И, конечно, по этому закону, если товар оказался некачественным, его можно вернуть.

· Согласно п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, отсутствие у потребителя кассового и товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

· Продавец обязан принять у вас товар ненадлежащего качества, проведя в случае необходимости проверку качества товара.

· Если торговец отказывается возвращать вам деньги за некачественные продукты, доказать вашу правоту помогут свидетельства очевидцев, спутников, которые были с вами во время покупки. Либо запись с камер видеонаблюдения, если таковые установлены на рынке. Часто фактором, помогающим продавцу "вспомнить" покупателя и вернуть деньги, помогает жалоба в администрацию рынка.

Какая информация должна быть указана на товарах, которые продаются на рынках?

На рынке у большинства продуктов нет этикеток. Нарушение ли это? Ведь, согласно ст.10 Закона о защите прав потребителей, информация о продуктах в обязательном порядке должна содержать сведения о составе, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания.

Однако для рынков сделано исключение - технический регламент «Об этикетировании и маркировании пищевых продуктов и непродовольственных товаров» не распространяется на продукты, которыми торгуют на сельскохозяйственных рынках.

Что действительно должно быть на витрине — так это ценники (согласно п.3.7 постановления Правительства Москвы от 18.11.2008 N 1067-ПП). На ценниках, кроме, собственно, цены, должно быть написано наименование товара (вид), а для плодоовощной продукции обязательно должен указываться сорт и место выращивания. Отсутствие такого ценника — это нарушение.

Если вам нужно знать о товаре чуть больше, чем название сорта, попросите продавца показать сопроводительные документы на продукцию. Как правило, такая информация обычно указана в сопроводительных документах на продукцию.

Какие документы должны быть у продавцов? Что из них они обязаны предъявить покупателю по первому требованию?

· В любой торговой точке должен быть полный пакет сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов. Продавцы обязаны иметь сертификаты соответствия с реквизитами гигиенического заключения или декларации о соответствии; ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения.

· Продавец не может торговать без медицинской книжки. Но предъявлять ее покупателю он не обязан. Также у него должны быть приходные документы на товар (чеки, товарные накладные, квитанции, счета-фактуры). Здесь нет никакой разницы между местом на базаре и обычным магазином.

· У фермеров, или граждан, занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, должны быть документы, подтверждающие этот вид деятельности.

Большинство вышеперечисленных документов предъявляется по требованию представителей органов государственного контроля и надзора. Покупатель вправе попросить показать лишь документы на продаваемые продукты питания. Поэтому у продавца на рабочем месте должны быть всегда готовыми к предъявлению копии деклараций или сертификатов соответствия на продукцию. Их обязаны вместе с товаром предоставлять поставщики, у которых продавец закупил товар. Эти документы подтверждают соответствие продукции санитарно-эпидемиологическим нормам, действующим на территории страны.

Покупателю важно знать следующее:

· При реализации продукции на рынке должны соблюдаться нормы и правила складирования продуктов, фасовки и размещения (товарное соседство). Нельзя продавать с одного прилавка разные виды товаров, к примеру, мясо и фрукты, квашеные овощи и мёд.

· Рыночные торговцы не имеют права продавать вам разрезанные фрукты или овощи. Не допускается реализация овощей и фруктов на «разрез», в половинках, четвертинках и так далее.

· На каждом рынке, где идет торговля «вразвес», обязательно должны находиться в свободном для посетителей доступе весы, чтобы покупатель мог перепроверить, не обманул ли его торговец.

Кому жаловаться на недобросовестного продавца?

· Для начала — администрации рынка. У администрации рынка, согласно ст. 20 Закона о розничных рынках, должна быть вся информация о продавце, включая данные документа, удостоверяющего личность продавца.

· Если вы считаете, что администрация бездействует в отношении нарушителя, то можно подать жалобу в Роспотребнадзор либо в соответствующие комитеты в муниципальных органах.

· Как вариант — можно написать заявление в прокуратуру, подать иск в суд.