У многих малышей и их родителей грядет важное событие в жизни: первый класс школы. Чтобы учение не стало для ребенка мучением, недостаточно просто научить его читать и считать. Малыш должен понимать, чего от него ждут в новой роли первоклассника, и быь внутренне готовым к ней. Как этого достичь?


    Многие психологи любят задавать детям вопрос, суть которого сводится к следующему: ты хочешь учиться, потому что тебе купят новый красивый ранец и пенал с карандашами, или для того, чтобы больше знать? Нередко мотивация к школе носит внешний характер - она связана с атрибутами первоклассника, но не с уроками. То же самое случается, если ребенок идет учиться из-за друзей, которые будут заниматься вместе с ним, или чтобы походить на старшего брата или сестру.

    Ваша задача создать у будущего первоклассника положительный образ самой школы, уроков, педагога и самого ребенка как ученика. Малыш уже грезит о какой-либо профессии? Тогда объясните ему, что все люди учатся для того, чтобы стать теми, кем они хотят.

    Даже с хорошими навыками чтения и счета ученику придется трудно, если он недисциплинирован. Надо развивать в ребенке умение слушать и слышать других. Причем не только учителя, но и остальных детей, в паре с которыми часто требуется выполнять задание. А сможет ли малыш отложить свои игры дома или на улице, если ему надо готовить уроки?

    Чтобы развить в ребенке дисциплинированность, вовлекайте его в игры с правилами. Это - «ходилки» с кубиком и фишками, шашки, шахматы. Подойдут и различные настольные игры. Они научат малыша правильно реагировать на ограничения и спокойно относиться к успехам других.

    Ее один ценный навык дошкольника - бытовая самоорганизация. Если ваш малыш постоянно разбрасывает вещи и игрушки, убирать которые он забывает, то в школе ему придется трудно. Формируйте у него полезную привычку класть все на свое место, только действуйте без агрессии. Это пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

    В своем классе ребенок станет частью большого коллектива. Какое место он в нем займёт? Это зависит от того, насколько ему привито умение взаимодействовать с другими детьми. Если ваш малыш - единственный в семье, домашний любимец, да еще и не посещавший ДОУ, а на прогулке во всех конфликтных ситуациях с его сверстниками вы приходите на подмогу, срочно меняйте такую картину! Водите ребенка на интересные занятия. Отпускайте его поиграть с другими ровесниками самостоятельно. Не вмешиваясь без необходимости в различные ситуации. Ходите в гости к друзьям с детьми и приглашайте их к себе. Словом, учите ребенка общаться. Этому в детской психологии отводится очень значимая роль!

    Проследите, как ведет себя ребенок в толпе (в магазине, в аэропорту), как он общается с другими взрослыми. Если у малыша есть страх перед большим скоплением народа и незнакомцами, начинайте поручать ему ответственные задания. Например, купить хлеб самостоятельно. Хвалите ребенка каждый раз и говорите, как ценна его помощь.

    Как неуверенным в себе мальчикам и девочкам, так и детям, считающими себя центром Вселенной, в школе придется трудно. Первые, даже зная все на отлично, будут стесняться отвечать. Их затмят более посредственные, но раскованные одноклассники. А тем, кто привык к обожанию со стороны родных, нелегко будет осознать, что не все относятся к ним так же, а успехов нужно еще добиться.

    Чтобы этого не произошло, хвалите ребенка заслуженно. Не надо восхищаться каждым его действием, как если бы ему был один год. Малыш старается, у него получается - хвалите искренне. Если трудно - помогите, но не делайте все за него.

    Если малыш патологически застенчив и не уверен в себе, дайте ему шанс раскрыться, найти занятие по душе, в котором он обязательно достигнет успехов. Это поможет ему обрести уверенность и не затеряться среди бойких товарищей в классе.

    Е. Пищугина, психолог

    Волжские Вести