Железнодорожная станция Сызрань-1 считается одним из крупнейших транспортных узлов Куйбышевской железной дороги. В 80-х годах ХIX века здесь появилось здание вокзала. Однако чуть раньше в жизни горожан произошло не менее знаковое событие - запуск первого поезда.

Началом развития местного железнодорожного узла принято считать 28 апреля 1872 года, когда помещики Сызранского уезда получили концессию на строительство Моршанско-Сызранской железной дороги, протяженностью в 204 версты. Это было коммерческое предприятие, образованное на деньги частных акционеров.

12 октября 1874 года открылся участок Моршанск - Сызрань, протяженностью уже 484,8 версты, для грузового и пассажирского движения поездов. Большим спросом пользовались перевозки поволжского хлеба в западные губернии России. Тогда была построена и ветвь от Сызрани до пристани у села Батраки и Оренбурга.


А уже 25 октября (12 октября по старому стилю) в 10 часов утра на железнодорожную станцию прибыл первый поезд. Как отмечали очевидцы тех лет, «протяжный свист паровоза разорвал осеннюю тишину и дальним эхом отозвался в ближайших окрестностях города». Само же здание вокзала было возведено спустя десять лет. Позже возле него начали появляться, так называемые, дома железнодорожников.

Настоящим прорывом для Сызрани стал 1904 год. 28 июня по старом стилю в 18:30 в город на поезде прибыл Николай II. Император приехал в сопровождении брата Михаила, чтобы устроить смотр войскам, отправлявшимся на Дальний Восток. В общей сложности визит продолжался около двух часов.


Известно, что тогда у вокзала собралась огромная толпа народа - около 50 тысяч человек. Безбрежное людское море волновалось в предвкушении прибытия императорского поезда. Император вышел из вагона и ступил на специально устроенную платформу, обитую красным сукном. Милостиво принял поднесенные ему хлеб-соль и выслушал приветственные речи.

После торжественного приема Николай II сел на подведенного ему коня и в сопровождении свиты отправился на плац, к месту расположения войск, направлявшихся на русско-японскую войну. После этого император пересел в открытую коляску и поехал в ближайший храм имени Петра и Павла. Здесь преосвященный епископ Симбирский и Сызранский Гурий благословил того иконой Спасителя и отслужил небольшой молебен.

Государь побывал и в расположенном при железнодорожной линии складе для снабжения приходящих войск. Здесь он приказал раздать двум эшелонам военных санитаров некоторые вещи от его имени. Отъезд императора произошел в 20:27.


Пешеходный мост вокзала

В наши дни площадь двухэтажного вокзала составляет 1728 квадратных метров. По Российской классификации вокзалов, Сызрань 1 является II класса. В 2008 году здесь был завершен ремонт асфальтобетонного покрытия, платформ и кровли. Вокзал имеет три пассажирские платформы. Здесь останавливаются все поезда дальнего следования и электропоезда московского (западного) и самарского (восточного) направления.