24 мая (12 мая по старому стилю) 1866 года сызранский мещанин Т.И. Ястребов подал в морское министерство проект подводного бота. В некоторых источниках указывается 1886 год, но, скорее всего, верной является та дата, под которой этот документ зарегистрирован в архиве.

Последователь капитана Немо из маленького приволжского городка предлагал использовать кожаные були, прикреплённые по бокам корпуса. При погружении они заполнялись водой, которая при всплытии вытеснялась сжатым воздухом. Удержание лодки на желаемой глубине при подводном ходе производилось двумя парами горизонтальных рулей. Лодка предназначалась для боевого применения и имела на вооружении шестовую мину на бушприте.

Проект не был осуществлён и стал достоянием архивных фондов.

Интересно, что в начале XXвека перед революцией в Сызрани жил и работал некий техник Ястребов, его имя часто встречается в документах местного архива. Был он человеком зажиточным и имел дом, прямо возле Александровского парка. Ныне парк имени Горького. Может он был родственником незадавшегося сызранского "капитана Немо"?

Ещё более соблазнительной представляется версия о родстве с ним знаменитого советского океанолога и конструктора подводных аппаратов Вячеслава Ястребова. Тем более, что он тоже из наших краев. Родился в Тоцке, учился в Самаре.

Судьба оригинального сызранского изобретателя ещё ждёт своих исследователей

на фото подводная лодка "Кета"