Не знаю другого учебного учреждения в Сызрани, чтобы в его стенах действовали аж четыре школьных музея! Только - в детском доме по улице Декабристов, который теперь именуется Центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Искра».

Считаем вместе: музей декоративно-прикладного творчества (хранит работы воспитанников разных поколений); музей краеведения с экспонатами из быта прошлых веков; а еще музеи истории детского дома и Боевой Славы. И хотя два последних в чем-то похожи и порой сближаются темами, но при этом сохраняют свою уникальность. Итак…

Хроники детского дома

«Из воспоминаний воспитанницы Людмилы Зерновой:

- Все месяцы блокады мы ничего не ели, кроме пайки черного блокадного хлеба да варева из столярного клея, добываемого где-то матерью. Его ел весь Ленинград. Ноги распухли и уже почти не двигались.

Однажды в день рождения Люды (ей исполнилось семь лет) ее мама, Прасковья Михайловна, чудом смогла выменять стакан пшена, распилила последний стул в квартире, чтобы сварить кашу. Дети лежали на кровати и смотрели… Ноздри щекотал запах съестного. Люда пыталась вспомнить вкус каши и не могла. Мама наложила кашу в мисочку. И вдруг начался артобстрел. В убежище давно не ходили, не было сил. Снаряд попал в соседний дом, девочку швырнуло на пол. И каша оказалась размазанной по полу. Люда подползла и стала слизывать ее с шершавых, давно не мытых досок…»


Таких пронзительных исповедей в музее истории «Искры» - десятки и десятки. Ведь он пошагово рассказывает о прошлом учреждении, начиная с мая 1942 года, когда в Сызрань стали привозить детей из блокадного Ленинграда. Среди экспонатов - фотохроника той эпохи, приказы, телеграммы, воспоминания детей и воспитателей, истории судеб, переписка с воспитанниками, личные фотоальбомы…

Можно подержать в руках книги, зачитанные детьми фронтовых лет чуть ли не до дыр: издания 30-40 годов - Пушкин, Гоголь, Гайдар - в непривычно удобном формате.

Пройтись по коридорам пуговичной мастерской 30-х годов, в стенах которой потом расположился детский дом.

Посмотреть на спортивную площадку и осознать, что вот на этом самом месте размещались немецкие военнопленные.

Трудно уложить в сознание даже сегодня, но факт: к этим самым военнопленным, что достраивали детский дом и варили себе кашу неподалеку от рабочих мест, подбегали школяры с просьбой помочь с уроками по немецкому языку. И вчерашние солдаты вермахта помогали. Тем самым детям, чьих отцов они убивали на фронтах, а их самих морили голодом в блокаде. А потом маленькие ленинградцы шли в сызранские школы за отличными оценками, истово веря, что «Каждая наша «пятерка» стреляет по врагу!».

Любой воспитанник «Искры», который пробыл в этом центре помощи детям хотя бы с полгода, знает о блокаде Ленинграда больше, чем его «домашние» сверстники.

К примеру, историю девочки Вали, которую удочерила бездетная сызранская семья, мама Ксения и папа Матвей, улан Первой мировой, кавалер двух Георгиев. Каждый день купали едва живую четырехлетнюю блокадницу в отварах трав и настое сосновых шишек, отпаивали молоком. С Вали сошла короста, она заново научилась ходить, и, только повзрослев, узнала, что не родная. Соседи нажаловались на ее родителей, что-де заставляют девочку выполнять работу по хозяйству, не лучше ли вернуть бедняжку в детский дом? А строгая мама просто приучала ребенка к труду. И когда соседские мальчишки и девчонки после восьмилетки пошли работать, родители Вали настояли, чтобы она получила полноценное образование.


Только после смерти Ксении и Матвея их единственная дочка стала разыскивать следы своих кровных родственников. Посидела на лавочке в ленинградском дворе, где в счастливом довоенном прошлом жила ее семья. Постояла у двух холмов на Волховском кладбище – здесь во рвах, в братской могиле, лежит мама Аня. Узнала, что отец Даниил Егорович погиб на Ленинградском фронте и место захоронения его неизвестно… И вернулась в Сызрань, которая стала родной для многих и многих маленьких ленинградцев.

В музей истории детского дома приходят лицеисты, ученики школы № 26, частной школы «Кристалл», студенты сызранского политехнического колледжа… Слушают, вникают:

- Вы проходите по тем же самым коридорам, где ходили эти больные, раненые, истощенные дети блокадного Ленинграда…

Вникают и принимают к самому сердцу. Про Нину и Машу, детдомовских девочек родом из города на Неве, чьи письма хранит школьный музей, писала сочинение Анжелика Пащанова. Тоже воспитанница детского дома. А конкурс назывался… «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»! Сочинение Анжелики признали одним из лучших в нашем регионе.

Кроме нравственного значения, музей выполняет и вполне практическую задачу. Например, помогает бывшим воспитанникам подтвердить, что они действительно прибыли в Сызрань из блокадного Ленинграда. За что особенное спасибо Евгении Доценко. 19-летней девушкой в 1944 году та пришла в детский дом и встала у истоков создания музея. Евгения Павловна отвозила воспитанников в Ленинград, годами, десятилетиями поддерживала с ними связь, тщательно собирала, бережно хранила документы, систематизировала их, вела обширную переписку, поисковую работу… Это благодаря ее трудам мальчишки и девчонки, которых отогрела Сызрань, и сегодня имеют возможность доказать свое право на льготы жителей блокадного города.

«Контактный» опыт

Очень много есть скучных музеев, где можно только смотреть и слушать. А вот в музее Боевой Славы ребенку позволят надеть гимнастерку и китель, потрогать телефонный аппарат из 1942 года, открыть портсигар фронтовика, понюхать, чем пахнет из солдатской фляжки, примерить каску солдата вермахта или бойца Красной Армии…

С огромным интересом ребята вслушиваются в тихий вкрадчивый голос вождя всех народов: речь Иосифа Виссарионовича от шестого ноября 1944 года записана на одной из грампластинок Апрелевского завода (дар ветерана Р. Сергиенко). Благо патефон в музее тоже имеется.

Тут и краткую биографию Сталина 1947 года издания можно открыть, вчитаться. И спросить взрослых:

- Сталин – он хороший или плохой?

И услышать в ответ честное, что не бывает абсолютного добра или зла, а мир не выкрашен только в белое или черное.

Откуда экспонаты? Билет члена Коммунистической партии Советского Союза нашел пятиклассник Миша в районе Дворца творчества детей и молодежи и принес в музей своего детского дома. Набор диапозитивов «Великая Отечественная» - из домашней видеотеки фронтовика Дмитрия Михайловича. Надгробную табличку с надписью «18 года июня 27 дня в бою под Сызранью от разрыва шестидюймогого орудия гимназист Н.А. Тафтин был смертельно ранен… скончался…» обнаружили на склоне неподалеку от детского дома – еще в начале 20 века там располагалось кладбище. Солдатский военный ремень отыскал на территории детского дома его сотрудник Сергей Валерьевич Лаврухин. Среди находок и даров – ракетница времен Первой германской, семейные фотографии вековой давности, офицерский планшет, гильзы от снарядов, «лимонка» (конечно, осколочная граната хранится без запала), личные вещи фронтовиков, суворовцев, боевых офицеров войн и конфликтов современности… Свои документы в музей предоставил Василий Кравченко - один из 27 сызранцев - Героев Советского Союза. На хранении – 207 только дарственных экспонатов!

Буквально все биографии, судьбы, истории, архивные сведения, что представлены в музее, рассказывают о жителях нашего города: тех, кто долгие годы дружил или дружит с детским домом. Многих из фронтовиков уже нет в этом мире, но память о них хранится, и с их портретами воспитанники нынешней «Искры» встают в ряды «Бессмертного полка».


Спросите у мальчишек и девчонок, которые приходят в школьный музей, как к себе домой, откуда эти слова: «Сызрань. Волга. Макаров. Победа!»? И вам расскажут, что их написал на стене Рейхстага воин-победитель из Сызрани.

Отдельная экспозиция посвящена тем воспитанникам, кто решил для себя, что «есть такая профессия – Родину защищать», и выбрал ее для себя.

У музея Боевой Славы много друзей и социальных партнеров. Из «Боевого братства» обязательно приходят в «Искру» в дни воинов-интернационалистов и вывода войск из Афганистана. Из общества жителей блокадного Ленинграда - в дни начала и прорыва блокады. В музее проводят встречи с представителями «Союза чернобыльцев», Совета ветеранов, узниками концлагерей, тружениками тыла. Приходят в гости представители воинских частей, что расположены на территории городского округа. СВВАУЛовцы играют с ребятами из детдома в футбол.

В храме Успения Божией Матери мальчишкам и девчонкам рассказывают о репрессированных. В пансионат для ветеранов детдомовцы сами приезжают с подарками, концертными номерами. Откройте журнал клуба волонтеров «Данко», вглядитесь в фотоальбомы - убедитесь, что ребята навещают фронтовиков, блокадников, тружеников тыла, ветеранов детского дома. Преимущественно в своем районе, понятно.

Значит, это возможно: сделать историю Отечества для детей и подростков 21 века живой и понятной, близкой и дорогой, в буквальном смысле знакомой на ощупь!

Да, взвалить на свои плечи груз такой ответственности могут лишь люди бесконечно увлеченные, идейные, совестливые, неравнодушные. Как старший воспитатель Евгения Доценко. Заведующий научно-исследовательским отделом Краеведческого музея г. Сызрани Антонина Назарович, которая много лет вела краеведческую работу в детском доме. Педагог дополнительного образования Маргарита Соловова – четыре последних года непосредственно она отвечает за музейную деятельность, а причастна к ней с начала 90-х. И, конечно, Вера Ковтонюк – разве может помимо Веры Андреевны, бессменного руководителя детского дома, что-либо происходить в этих исторических стенах?

Ольга ЧУГАЙ

Волжские Вести в Субботу