15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. Наш сегодняшний собеседник - и. о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани Татьяна Петряшина.


    - Татьяна Вениаминовна, скажите, пожалуйста, какую тематику определила в этом году Международная федерация потребительских организаций - Consumers International?

    - В 2017 году она призвала мировое сообщество сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции. И предложила в качестве девиза свой слоган. Он звучит так: «Потребительские права в цифровую эпоху».

    - Чем это вызвано?

    - В настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.

    По мере глобализации в данный сегмент потребительского рынка вовлекается все большее число активных интернет-пользователей. В том числе - за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности. При этом стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения. Это позволяет некоторым участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества. В этой связи возник ряд проблем. Одна из главных - укрепление доверия потребителей к онлайн-ретейлу (интернет-торговле).

    - Как, по Вашему мнению, следует повышать правовое просвещение населения?

    - Мы организовываем мероприятия, нацеленные на правовое просвещение и оказание конкретной помощи гражданам, потребителям услуг дистанционной торговли, связи и Сети. Нашими специалистами в период по 17 марта проводится тематическая горячая линия по вопросам интернет-торговли. Делается это в рамках подготовки к Всемирному дню защиты прав потребителей.

    - Куда можно будет обращаться нашим гражданам за консультацией?

    - Позвонив по телефону горячей линии 8 (8464) 98-49-79 в будние дни с 8.30 до 17.00, они получат квалифицированную консультацию по вопросам продажи товаров дистанционным способом или о возможности возврата приобретенного в интернет-магазине.

    - Известна масса случаев, когда возникают проблемы с покупками в Сети.

    - Вот для этого и нужно знать статью 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».

    - Скажите, пожалуйста, существует ли алгоритм действий для возврата или обмена товара?

    - Конечно. Недобросовестный продавец, узнав о вашей осведомленности о правах, может пересмотреть свою позицию. Вот что должен знать каждый покупатель.

    Основное правило, действующее в отношении товаров, приобретенных в интернет-магазине, - возможность отказаться от них и вернуть их без объяснения причин в течение семи дней с момента фактической передачи покупателю.

    Покупателю дается 14 дней для того, чтобы доставить неподходящий товар в интернет-магазин. А если он не довел в письменной форме до потребителя соответствующую информацию? Тогда срок, в течение которого покупатель имеет право вернуть товар, увеличивается до трех месяцев.

    Необходимо составить требование о возврате товара. К нему обязательно нужно приложить оригинал расчетного документа. А также копию паспорта покупателя. Оригинал чека лучше отдавать в тот момент, когда интернет-магазин непосредственно возвращает деньги или оформляет фактический обмен товара.

    Нужно предоставить магазину товар, гарантийный талон, все комплектующие. Причем ярлыки и бирки должны быть сохранены. А нарушение заводской упаковки не является основанием для отказа в обмене товара или возврате денег.

    Словом, потребители, вам нужно знать свои права. Только в этом случае можно их защитить.

    Нина СУГЛОБ

    Фото: Николай ИВАНОВ

Волжские Вести