В изобразительном искусстве существует много разных жанров. Один из самых распространенных - городской пейзаж. В последнее время он приобретает все большую популярность. И это неудивительно, ведь городская среда - то, что нас окружает.

    Основной предмет изображения такого пейзажа - виды городов, их архитектуры. Благодаря художникам разных эпох мы можем увидеть на их полотнах сотни разных мест планеты. В живописи и графике неоднократно запечатлены чудесные уголки Италии, Голландии, Франции, России и других стран. Эти пейзажи, сделанные много лет назад, теперь обрели и дополнительное историческое значение.

    Что такое в наши дни городской пейзаж? Это - тихие провинциальные улочки. Это - наполненные движением, резкими ритмами проспекты больших городов. Это - весенний дождик, бьющий по окнам, и распускающаяся у подъезда сирень. Это - загадочный свет фонарей и шуршащая под ногами осенняя листва в парке. Это - открытые форточки и разноцветные крыши домов. И многое, многое другое. У каждого художника - свой город.

    Сызрань, имеющая богатую историю, конечно же, тоже неоднократно вдохновляла на творчество живописцев и графиков. Вероятно, одно из первых ее изображений относится к XVIII веку. Именно тогда была создана гравюра «Видъ города Сызрани съ приѣзда къ Сѣверо-Востоку». Эта гравюра вошла в «Собрание российских и сибирских городов» (Санкт-Петербург, 1769-1771 гг.). По ее мотивам создан большой барельеф на стене одного из залов в нашем краеведческом музее.

    В фондах музея есть произведения, показывающие и то, как выглядел наш город в прошлом, и его современные виды. Они тоже по-своему интересны.

    Целая серия пейзажей Владимира Петряшина познакомит нас с домами и храмами, украшавшими когда-то Сызрань. Художник скрупулезно воссоздал их по старым фотографиям и архивным материалам.

    Имеются в коллекции музея и индустриальные пейзажи, так популярные когда-то в нашей стране. Например, Вячеслав Рябов в 1970-х годах изобразил виды на сызранский порт, шахту «Кашпирская». Художник Иван Тимошенко отразил на одной из своих картин момент строительства новых микрорайонов города.

    Акварелью и масляными красками запечатлел сызранские пейзажи Виктор Тайдаков. Здесь и зимнее утро с его удивительным серебряным колоритом, и буйная майская зелень. На картине «Счастливое детство» художник показал город таким, каким он был в 50-х годах XX века.

    На картинах Александра Леднёва и Александра Горячева зрители увидят наш город в его нынешнем звучании и разнообразии красок. Тут нашли отражение яркие расцветки автомобилей, рекламные растяжки, спешащие по делам прохожие.

    Продолжением традиции изображения городских видов и архитектурных памятников стал совместный проект, задуманный членами ассоциации La Palett du Monde («Палитра мира») и краеведческим музеем. Его название - «Художники на улицах Сызрани». Они решили не просто выходить на пленэр, а совместно выбирать интересный памятник архитектуры для своего творчества.

    Время и место сбора будут сообщаться заранее в социальных сетях. По результатам каждого пленэра планируется организовывать мобильную выставку-просмотр на базе краеведческого музея Сызрани. Всем посетителям экспозиции будет предложено проголосовать за понравившуюся работу. Лучшая, по мнению зрителей, пополнит фонды музея.

    Первый выход уже состоялся в начале апреля. Несколько художников писали старинный особнячок на ул. К. Маркса. Победителем зрительского голосования, прошедшего в Выставочном зале, стала картина Александра Леднёва.

    Ассоциация «Палитра мира» уже готовит новый пленэр. Так что не удивляйтесь, увидев группу художников на площадях и улицах города. Знайте, что они пишут работы, от которых зависит, какой увидят Сызрань наши потомки.

    М. ГАВРИЛОВА,

    заведующая экспозиционно-выставочным отделом краеведческого музея

    Волжские Вести