Воздух свободы! Свободы слова, мысли, самовыражения! Именно такое ощущение охватывает, когда ты заходишь в кабинет истории сызранской СОШ № 29, где ведет занятия Михаил Артамонов. Недавно он стал победителем губернского конкурса «Молодой учитель - 2017». Кроме того, получил диплом «За умелое владение педагогическими техниками».


    В этом профессиональном состязании Михаил Артамонов - не новичок. В 2016-м он вошел в двадцатку лучших педагогов области. И вот теперь - еще более весомый успех.

    - В общем-то можно было и не участвовать в этом конкурсе, но я хотел победить, - откровенничает Михаил Александрович. - Кроме того, это - бесценный опыт выступления на сцене и работы с незнакомой аудиторией. Еще один плюс в том, что участники конкурса сами выбирали темы занятий. На сей раз я решил взять двадцатый век. Очень непростой период, каждый момент в нем спорный. Перед выходом к ученикам надо обязательно выработать свою точку зрения по всем вопросам. Уроки о двадцатом веке сложные, объемные, при этом должны быть «с начинкой». Поэтому конкурсанты их обычно не выбирают. На втором испытании - мастер-классе - взял обществознание. Оно тоже не пользуется особой популярностью у моих коллег.

    Как рассказал Михаил Артамонов, на подготовку одного конкурсного занятия может уйти месяца полтора. Но оно того стоит. Сам же молодой учитель старается все делать честно. И видеосъемку для жюри готовит с живого урока, не постановочного. На мой вопрос о любимых периодах в истории педагог сразу ответил:

    - Восемнадцатый век! С Петра I и до Павла I. Стараюсь рассказать ребятам что-то не просто сверх учебника, но и сверх-сверх. Так появляется острота восприятия и начинается диалог с учениками. Можем даже подискутировать, если, конечно, молодежь в теме. Бывает, обсуждаем исторические фильмы. Они становятся иллюстрацией к теме урока.

    Побеседовав с педагогом, я не могла не поговорить с его воспитанниками. В это время в кабинете были десятиклассники, изучали обществознание. Пытаюсь провоцировать их, спрашиваю, прогуливают ли занятия у Артамонова.

    - Даже в голову не приходит, - сразу встрепенулись они и посмотрели на меня удивленно. - Нет смысла, ведь на уроках Михаила Александровича интересно. Кроме того, мы чувствуем себя самими собой. Когда спорим, он учитывает наше мнение. Если неправ (и такое бывает), признает это. За искренность мы его и любим. Вообще, с ним можно обсудить любые проблемы.

    На сдаче ГИА весной этого года практически весь класс выбрал обществознание. Говорят, ребята даже давали своему педагогу честное слово, что все будет в порядке. И сдержали обещание. Почти все оценки - «отлично».

    Уже традиционно летом Артамонов вывозит своих учеников в археологические экспедиции. В этом году с ним были Илья Терновский и Максим Черников. В Красноярском районе вели раскопки на месте стоянки первобытного человека эпохи мезолита (около 8 тысяч лет до нашей эры). Для школьников это - та же образовательная площадка, но нестандартная. К тому же хорошая возможность прожить другую жизнь, пообщаться со студентами. Как сказали парни, их уже потихоньку заманивают на исторический факультет Самарского педуниверситета. Может быть, они пойдут по стопам своего учителя. Сам Михаил Артамонов преподает в школе уже четвертый год. И сейчас видно, как ему интересно то, чем он занимается.

    - Бывает, нападет хандра, думаю: для чего я все это делаю? - говорит Михаил. - Но вот разошелся и уже не остановить.

    Ольга ИСЯНГАЗИНА.

    Фото: Ольга Исянгазина.

    Волжские Вести