Можно совершенно точно сказать, какое здание было заложено в Сызрани самым первым. Это городской собор. В XVII веке существовало специальное руководство «Чин и последование основания града», предписывавшее начинать работы по строительству крепости с молебна и закладки городского собора.

Храм этот простоял недолго и уже сто лет спустя возник спор между духовными и городскими властями за участок, на котором он некогда стоял. Тяжба эта и заставила Сызранский магистрат провести историческое расследование о точном месте нахождения первого нашего собора. Было установлено, что стоял он посередине крепости, слева от входа через Спасскую башню. Сейчас на этом месте клумба. Когда в 2007 году на территории Сызранского Кремля работали археологи, они заложили раскоп и на месте предполагаемого нахождения первого собора. Но им стали попадаться корпуса мин времён Великой Отечественной войны и они решили прекратить работу.

Так или иначе, но мы до сих пор не знаем судьбы нашего первого собора. Сколько он простоял, почему исчез? Знаем только, что храмовая икона, в честь которой он был освящён, хранилась потом в новом соборе. А образ этот был весьма примечательным.

Это была икона Божьей Матери Живоносного Источника, находившаяся в 1672 году в полку боярина и симбирского воеводы Ивана Богдановича Милославского, усмирявшего сообщников Степана Разина. Этому образу молился в честь окончания крестьянской войны сам царь Алексей Михайлович, забравший потом его себе. Именно в честь этой иконы было велено возвести собор в новопостроенной крепости, что не оставляет ни малейших сомнений относительно целей её возведения - противостояние низовой вольнице.

Два века спустя образ видел в Казанском соборе за правым клиросом редактор "Симбирских епархиальных ведомостей" Яхонтов, который оставил её описание, упомянув, что длину она составляла 5 четвертей, а в ширину 10 вершков. Это приблизительно 90 на 45 сантиметров.

После революции, уже в 1927 году её отыскал в закрытой надвратной церкви на Спасской башне директор Сызранского краеведческого музея Гурьев. Он сразу оценил историческую ценность артефакта и добился его передачи в своё учреждение. Весьма, кстати, своевременно. Вскоре последовала волна закрытия храмов, когда их культовое имущество просто-напросто подлежало уничтожению.

По хорошему, древняя сызранская святыня и сейчас должна находиться в музее. Думаю, многим сызранцам хотелось бы увидеть её в музейной экспозиции.

Кстати, праздник во имя этой иконы преходящий. Он отмечается в пятницу Пасхальной недели. В этом году приходился на 13 апреля.

Сергей Зацаринный