
Эксперты рассказали, как скажется введение ГОСТов на прилавках магазинов и кошельках потребителей.
Новый законопроект, который обяжет пищевиков соблюдать ГОСТы вызывает большую тревогу у производителей продуктов питания. Но переживать надо и покупателям: продукция, возможно, станет качественнее, но и цены сильно вырастут. Особенно на социально значимые товары.
Законопроект, который в настоящее время готовится ко второму чтению в Госдуме, предполагает обязательное применение ГОСТов для всех производителей продовольственных товаров. Сейчас законодательство позволяет пищевым компаниям использовать внутренние стандарты организации (СТО) и технические условия (ТУ), при этом соблюдая требования безопасности, прописанные в техрегламентах.
Пищевики по более жестким правилам не хотят. Несколько отраслевых союзов (в том числе молочники, мясники, хлебопеки) направили письмо в Торгово-промышленную палату, где предрекают страшные последствия: якобы с полок магазинов исчезнет много товаров, не соответствующих ГОСТам. Только в молочной отрасли каждое десятое наименование,а оставшиеся подорожают.
- Новые обязательные ГОСТы - это скорее плюс, чем минус для рынка. Да, на старте внедрения рост цен будет заметен. Но в дальнейшем эти расходы уйдут за счет оптимизации процессов и адаптации производителей. Подобно тому, как «Честный знак» повысил качество продуктов за счет борьбы с реализацией просрочки, так и ГОСТы со временем сыграют на руку потребителю: будут уходить бренды, которые не готовы к новым правилам, а оставшиеся укрепят доверие конечного потребителя, - рассказал MSK1.RU маркетолог Александр Азар.
Но из-за того, что у производителей будет дополнительная нагрузка на многих этапах: переработка рецептур, лабораторные исследования, смена упаковки, повторное оформление документов, это неминуемо отразится на цене.
- Ощутимее всего рост будет на молоко и молочные продукты - на 10-15%, особенно на продукцию со сложным составом: йогурты, творожки, Мясные полуфабрикаты могут подорожать на 8-12% из-за необходимости точного соответствия ГОСТу по содержанию мяса и добавок, - говорит маркетолог, специалист по брендингу Никита Сенников.
Хлеб и хлебобулочные изделия - на 5-10%; масло (сливочное и растительное) - на 7-10%, детское питание - на 10-15%, тоже из-за сложной сертификации.
- В молочной отрасли реально уйдут с рынка до 10% брендов, особенно тех, что выпускались малыми предприятиями. Ну, например, продукты с заменителями молочного жира (молочные напитки, сыры) вообще могут исчезнуть с полок, если не пройдут по новым требованиям. Не все бренды выдержат новые издержки, а для части продукции изменение рецептуры невозможно без потери вкусовых качеств или позиционирования, - считает эксперт.
Важно, чтобы власти предусмотрели переходный период и поддержку бизнеса, иначе даже повышение стандартов качества может обернуться проблемами для всего пищевого сектора. Крупные игроки смогут частично перераспределить ресурсы, и в среднесрочной перспективе рынок адаптируется.
Но на этапе внедрения рост цен и снижение разнообразия будут ощутимы и для производителей, и для потребителей, резюмируют эксперты.
фото: КТВ-ЛУЧ
Фото: КТВ-ЛУЧ