Школьные учебники нередко смущают людей, которые окончили образование не вчера и не позавчера, а особенно тех, кто получил его еще в советское время.

И речь не о таких, как можно подумать, предметах, как история, обществознание или, как мы уже рассказывали, география, а о литературе. К каким-то замечаниям старшего поколения можно относиться всерьез, к каким-то с изрядной долей иронии, но все они как минимум имеют право на существование.

Вот, например, стихотворение Федора Сологуба «Забелелся туман за рекой». Лирический герой «философского», как оказывается, произведения, считают современные «эксперты», рассказывает, как он борется с тоской. По факту же он в теплое время года разжигает на природе костер и, помечтав у огня, с чистой совестью уходит домой. Вот, собственно, и все.

Не будем говорить о художественных достоинствах произведения, которые выглядят по меньшей мере сомнительными. Но представить, что оно было бы одобрено к публикации местным писательским сообществом, сложно. Особенно если бы его принес какой-нибудь начинающий автор.

Не будем говорить и о том, что оно может вызвать ненужные ассоциации. Например, почему это какому-то условному «сологубу» можно жечь летом на природе костер да еще и не тушить его за собой, а проникнувшемуся лиризмом стихотворения современному ученику — нельзя? Противопожарный режим никто не отменял, поэтому за такие забавы с огнем может ответить если не сам школьник, то его родители. Так чему же тогда, как раньше говорили, учит это произведение?

Но главный вопрос — чем руководствовались авторы-составители учебника литературы для (на минуточку!) седьмого класса, предпочтя другим авторам именно Федора Сологуба? У нас что, в России других поэтов не было? Или же из них никто не писал о природе?

Дело в том, что известен автор прежде всего стихами не о природе, а такими, которые любознательный школьник легко найдет сейчас в мировой паутине, но которые на своих страницах мы приводить не рискнем. Такие его произведения не только те люди, что постарше, легко воспримут уже не как пособие по поджогу лесов, а как инструкции по «садо-мазо». Нужно такое образование семиклассникам?

Учителя литературы, влюбленные в предмет, не зря ориентируют учеников не только на бездумное зазубривание стихов, но и на творческий подход к изучению произведений. Это означает и погружение в сказанное, и знакомство с самим автором, его временем, особенностями творчества, биографией. Но в этом случае безусловно заслуживающий уважение подход неравнодушных педагогов играет не в лучшую сторону. «Погрузятся» школьники в такого, прости Господи, автора, а потом кому-то придется разгребать последствия этого «погружения»!

Неоднократно в последнее время приходилось слышать, что учебники в очередной раз будут корректировать, а то и менять. Посмотрим, как это коснется литературы и не останется ли пустыми разговорами. Также интересно, кто будет составлять новые учебники: если те же авторы, что и сейчас, то больших изменений, видимо, ждать не стоит. Останемся с Сологубом! И этот вопрос отнюдь не самый литературный.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

«Сызранские вести»

фото: КТВ-ЛУЧ