Стареющие машины меньше ездят, но требуют более сложного ремонта.

Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze подвели итоги первого полугодия 2025 года на авторынке и назвали главные тренды.

Эксперты сделали вывод: средний возраст автомобилей в стране достиг рекордных значений, при этом пробеги снижаются, а число машинозаездов на СТО растет.

Какие автомобили преобладают на российских дорогах?

Снижение продаж новых автомобилей, рост цен и сокращение доступности новых моделей усилили зависимость от рынка авто с пробегом. Средний возраст автопарка постепенно увеличивается. В 2025 году (итоги полугодия) он составил 12,81 года, а 5 лет назад был – 11,5 лет.

- В России меняется не только возрастной состав автопарка, но и структура по маркам автомобилей. Доля китайских брендов в парке все еще небольшая, но она стремительно растет. За 2024 год доля китайских автомобилей выросла с 2% до 5%, – отмечает Александр Груздев, глава международного агентства Gruzdev-Analyze.

Как эксплуатируют свои автомобили в России?

Меняется не только сам автопарк, но и подходы к эксплуатации личных автомобилей в стране. По данным агентства Gruzdev-Analyze, после рекордного роста в 2022 года (13 134 км) средний годовой пробег легковых автомобилей в России стабильно снижается: в 2023 г. он упал до 12 570 км (–564 км, –4,3 %), а в 2024 г. — до 12 212 км (–358 км, –2,8 %). По итогам 2025 г. средний годовой пробег может уменьшиться ещё примерно на 5 % (–577 км) по сравнению с 2024 г. и на 8,5 % (–1 084 км) по сравнению с 2019 г.

- Водители берегут свои возрастные автомобили и не ездят на них лишний раз. Кто-то откладывает объемный ремонт на потом, ставит авто «на прикол». Это формирует определенный объем отложенного спроса на рынке, – отметила эксперт Татьяна Овчинникова.

Как чинят автомобили российские водители?

Среднее количество машинозаездов на автосервис, если проследить динамику за последние три года росло, но значительная часть водителей (уже более 35%) предпочитают чинить свои машины без привлечения профессионалов.

Наблюдается и другой тренд - сложных ремонтов автомобилей становится все больше. В 2025 году доля ТО (технического обслуживания) автомобилей в структуре услуг СТО составила 27%, а доля специфических ремонтов автомобилей – 73%. Пропорции ремонтов относительно обслуживания начали расти еще с 2018 года и в текущем году достигли максимальных значений.

- Тренд по сокращению доли стандартного техобслуживания продолжится в будущем. Это связано с устареванием парка автомобилей в России и увеличением количества поломок, – объясняет Александр Груздев, глава международного агентства Gruzdev-Analyze.

фото: КТВ-ЛУЧ