Старый погост на окраине Сызрани был закрыт еще в 1956 году.

Закрытое сызранское кладбище, что у «пьяной дороги», в отличие от основного городского некрополя, уничтоженного и застроенного уже давно, расположено в таком достаточном удалении от транспортных артерий и не представляет интереса для застройщиков, потому и уцелело.Родственники людей, похороненных на нем, бывают здесь нечасто. Древнее кладбище имеет свои тайны, одна из которых привлекла внимание людей в самых высоких кабинетах.

В середине некрополя есть странный участок, который виден даже из космоса - ровный квадрат приличных размеров. Территория вокруг него заросла деревьями, а на необычном квадрате - ни кустика. Квадрат со всех сторон он окопан глубокими канавами, что свидетельствует о карантинном захоронении, к тому же, в свое время обильно осыпанном известью или хлоркой, пишет «Блокнот-Самара».

Сотни могил расположены ровными рядами - одна к одной, без единого надгробия или опознавательного знака. Вся документация кладбища погибла в пожаре буквально за пару лет до его закрытия, но расположение участков тем не менее «читается». Захоронения возникли приблизительно во время революции, когда это место располагалось на окраине кладбища и примыкало к его мусульманской части. Сведения о столь массовых захоронениях отыскались у известного публициста того времени Гаяза Исхаки, написавшего в своей газете о трагической участи турецких военнопленных. Дело в том, что турецкая армия в самом начале Первой мировой потерпела ощутимое поражение под Сарыкамышем, в плен попали десятки тысяч бойцов, которых спешно отправляли эшелонами в Сибирь. В ходе долгой дороги из теплого Закавказья на север, где уже морозы, в переполненных вагонах начался тиф. Тревогу начали бить, доехав до Сызрани, когда обнаружили в эшелонах множество больных и умерших. Количество трупов, по сведению Исхаки, доходило до тысячи.


Старое сызранское кладбище расположено прямо возле железной дороги, поэтому все сходилось. Кроме того, в документах, хранящихся в сызранском архиве, говорится, что в городе тогда были срочно оборудованы инфекционные госпитали, под один из которых городской архитектор Щербаков отдал собственный дом. Часть помещений депо были переделаны под баню, где пленных отмывали и дезинфецировали их одежду. О трагедии остались записи в церковных метрических книгах, где записаны, правда, лишь немусульмане - армяне, арабы, курды, греки. Судя по тому, что многие из них так и остались безымянными, Исхаки не сильно преувеличивал, рассказывая о целых вагонах больных и умерших.

Метрические книги местной мечети, где должны были быть зарегистрированы мусульмане, пропали. Эта история сразу привлекла внимание турецких дипломатов, когда в 2012 году было подписано российско-турецкое соглашение о местах захоронений. В феврале 2013 года в Сызрань для ознакомления с положением дел на месте прибыл генеральный консул Турецкой Республики в Казани Садри Тунч Ангылы. Однако сызранские власти повели себя странно, заявиа высокому гостю, что никаких турецких захоронений здесь нет. И всё это выдумки. Недоверчивый дипломат тем не менее, посетил местный архив, встретился с краеведами и заказал копии документов. Через несколько месяцев в Сызрань прибыл вице-консул с казанскими специалистами для дополнительных поисков. Затем приезжали турецкие журналисты, сняли сюжет для телевидения.

К 100-летию начала Первой мировой, в 2014 году, ожидались новые съемки, но по каким-то причинам все сорвалось, а позже дело и вовсе заглохло. Впрочем, вопрос этот и по сей день нельзя считать закрытым. Все заключенные соглашения действуют и сейчас. Что же касается турецкой стороны, то она свои обязательства выполнила.


Фото: Блокнот-Самара