После доносов пропадали люди.

В сызранском филиале государственного архива Самарской области рассказали о рассекреченных доносах сызранцев, которые писали их на земляков в годы сталинских репрессий. Сегодня известны имена 610 расстрелянных сызранцев. Предлогом для расстрела мог стать донос соседа о рассказанном политическом анекдоте или опоздании на работу. Причислить к «врагам народа» могли даже огульно, в связи с родственными связями с купцом или священником.

Сызранский архив был создан группой энтузиастов под руководством краеведа Николая Гурьева в 1921 году. Документы (как сказано в описи, «шесть возов») собрали в церквях, на мельницах и асфальтовом заводе города. В послужных списках, метрических книгах, уголовных делах уездного суда говорится о родстве, сословии, карьере, участии в забастовках, имуществе людей, многие из которых оказались осужденными в лагерях или были убиты. Как самостоятельное учреждение, архив начал свою работу в 1924 году, но затем попал в подчинение НКВД и масса документов о репрессиях с 1930-х годов были засекречены.

– Это был сложный предвоенный период. Тогда все было под началом НКВД. Но теперь многие документы рассекречены. В них сосредоточена правда, которую исказить нельзя. Много было доносов, после которых люди пропадали неизвестно куда, – пояснила директор местного филиала госархива Алла Косицына.

Согласно действующему законодательству, сотрудники архива обеспечивают доступ граждан в хранилище и организуют изучение документов в читальном зале на ул. Советская, 41. Сегодня в Сызрани проживает 316 реабилитированных жертв политических репрессий и в архиве они могут узнать, кто писал на них доносы.

Фото КТВ-ЛУЧ