На одном рисе, как нас пугали заранее, мы не сидели, заявила сызранка.
Несколько лет назад я начала увлекаться китайской литературой. Мне нравилось читать о Древнем Китае, его развитии, достижениях. Хотелось познакомиться с оригиналами, я знала, что в переводе многое может потеряться. Тем более, что иероглифы – это очень специфично.
Нашла учителя китайского в Сызрани, а затем прошла онлайн курс у педагога, который имел большой опыт общения с носителями китайского языка. Она поделилась опытом поездок в Поднебесную. Тогда меня заинтересовала идея личного погружения в культуру этой страны. Почти год я готовилась к поездке. Учила язык, оформляла загранпаспорт и другие необходимые документы.
Собрались мы в Москве. В группе из 40 с лишним человек я оказалась самой младшей. Люди были самого разного возраста (до 45 лет) и из разных городов России. Отправились рейсом в Пекин. Конечно, в первом для себя полете я испытывала легкое волнение, но все прошло гораздо лучше, чем представлялось. В Пекине была пересадка на другой самолет, и вот я уже на языковых курсах Харбинского политехнического университета.
Нашу группу заселили в студенческое общежитие. Условия оказались хорошими. Это новое, только что построенное семиэтажное (а есть и гораздо выше!) здание с лифтами. Прямо на первом этаже можно было оформить китайские сим-карты, чем мы, конечно, тут же воспользовались. Здесь же – круглосуточный магазин. Очень вежливая охрана, сотрудники которой помогли дотащить до комнат вещи. На каждом шагу – видеокамеры. Получили студенческие карты, которые работали и в качестве электронного пропуска. Еще на эти карты можно было положить деньги и оплачивать обеды в столовой. Все расчеты – в юанях.
Вечером наши научные руководители провели экскурсию по территории кампуса: показали, где самые вкусные фрукты, студенческие столовые, супермаркет, учебные корпуса. Пару дней отдыха, затем собеседование с целью узнать уровень знания китайского языка, распределение по группам – и началась учеба.
Я оказалась в группе вместе с русскоговорящими – в основном из других делегаций - и тайцами. А вообще, люди были из разных стран. Уроки шли на английском и китайском. Русский наша учительница (лаоши) не знала. Позже мы научили ее нескольким словам и фразам.
Учились с утра до трех часов дня с перерывом на обед. В пятницу был короткий день, а после часа дня – культурная программа. Вместе с лаоши мы посещали парки, музеи и достопримечательности.
Студенческая столовая вмещала в себя три этажа и эскалаторы для удобного перемещения. Выбор был огромен. На одном рисе, как нас пугали заранее, мы не сидели. На каждом этаже обязательно присутствовал островок с напитками. На третьем – шведский стол. Было множество разновидностей лапши и пельменей. Ко всему этому – овощи, бульоны, подливы. Если кто-то считает, что в Китае все острое, то я их разочарую – в столовой не составляло труда найти неострую вкусную еду. Пообедать можно было на 15-20 юаней. Это примерно 190-260 рублей.
Ели палочками. Хорошо, что я умела с ними обращаться. Проблем это мне не доставило. Но теперь, конечно, обращаюсь с ними еще лучше. Даже ягоды ем палочками. Для бульонов были суповые ложки.
По вечерам выбирались в традиционные китайские места общепита, пробовали уличную еду. В ресторанчиках тебе принесут овощи, мясо, грибы. А в середине стола стоит емкость с бульоном. В ней можно сварить из всего этого то, что душе угодно. Также можно самому приготовить соус. Все свежее. Однажды лицезрела побег краба из специального аквариума. Но далеко убежать он не успел. Повар, как будто это случается по десять раз на дню, принял надлежащие меры и закинул краба обратно.
Недалеко от кампуса находился ночной рынок. Здесь можно было попробовать саранчу, скорпионов, пауков, осьминогов. То, что в обычной жизни ты вряд ли стал бы пробовать. Кстати, очень вкусно! Если боишься острого – можно попросить уменьшить количество специй или вовсе их убрать.
Во время прогулок много общались с китайцами. Поначалу разговаривать приходилось и жестами, и через электронного переводчика (английский большинство из них не знают). Потом стало проще. Даже появились новые друзья.
Стоило выйти за пределы кампуса и пойти в парк, как нас окружали, чтобы сделать фото. Пообщаться с иностранцами китайцам интересно. А к русским здесь относятся с большим уважением. Почти каждый стремился похвастаться, какие города знает в России (обычно – Москва и Петербург), использовать в разговоре все известные русские слова (привет, хорошо, Путин – в различных сочетаниях).
На улицах Харбина чисто, никто нигде не бросит упаковку. Много, несмотря на запреты, курящих, но окурок они обязательно донесут до урны. Жевательная резинка продается со специальной «добавкой» в виде бумажных пластинок, в которые нужно заворачивать «отходы». Есть и много других интересных мелких и удобных в быту вещей.
Немало китайцев передвигается на мопедах и велосипедах. Есть машины на электричестве. По цвету номерного знака всегда можно понять, кому принадлежит автомобиль. За этим строго следят. А вот о правилах дорожного движения здесь можно забыть. Китайцы к их соблюдению относятся прохладно.
Дружелюбный, интересный народ живет своей обычной жизнью. Наверное, она не сильно отличается от нашей, хотя китайцы пьют в течение всего дня горячую воду из понаставленных на каждом шагу автоматов, не стесняются, расстелив коврики, делать гимнастику в парках и на улицах, немного иначе, с национальным колоритом, одеваются. Обязательно вернусь в Китай, ведь я только начала с ним знакомиться!
Александра Эста "Сызранские Вести", фото предоставлено КТВ-ЛУЧ