Как потом сложилась судьба вертолетчика-аса.

В Афганистане «вертушки», как называли там вертолеты для одних означали долгожданную поддержку и спасение, для других - неминуемую расплату и смерть от ракет и шквального огня. Поэтому для наших солдат вертолетчики были ангелами-хранителями, а для моджахедов - самыми опасными врагами.

Один из таких ангелов-хранителей - наш земляк, майор в отставке Виктор Ерёмин. За доблесть, мужество и отвагу боевой офицер был удостоен нескольких государственных и правительственных наград. Среди них - орден Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и многие другие.

Виктор Ерёмин родился в Куйбышеве, жил и учился в Междуреченске. В 1975 он поступил в СВВАУЛ, а через четыре года с дипломом лётчика-инженера вертолёта Ми-8 получил назначение в Прибалтийский пограничный округ.

В 1980 году срочно потребовались два экипажа вертолётов для отправки в Среднюю Азию. Где-то там неподалёку был Афганистан.

- Мы тогда не знали, что придётся «работать» в небе над афганской территорией. Но догадывались, что, учитывая особую обстановку на границе, летать придётся много и часто, - вспоминает Виктор Иванович.

Ерёмин любил летать. И делал это красиво, с изяществом, виртуозно. Случалось ему бывать в разных передрягах. Не раз подвергался обстрелам «духов», но каждый раз благополучно возвращался на площадку базирования. Это нельзя назвать обычным везением: он досконально изучил технические возможности «восьмёрки», мастерски использовал её лётные качества, умел «выжать» из машины максимум.

Сложных ситуаций в небе Афгана, когда экипаж Ерёмина проходил буквально «на грани», немало. Сам ветеран рассказывает о них неохотно, говорит, что это всегда был результат работы всего экипажа.

Один из таких случаев навсегда вошел в историю пограничной авиации. В тот день экипажам майора Ерёмина и капитана Ханина была поставлена задача эвакуировать раненых. Группа наших бойцов попала под массированный огонь «духов». Безопасная посадка была невозможна: подходы простреливались огнём противника из гранатомётов. Ситуация была критической.

Экипаж капитана Ханина смог сесть в боевых порядках наших подразделений, но прицельный огонь противника не позволил перенести раненых к месту посадки. Тогда майор Ерёмин решил посадить свой вертолёт на крошечный, ограниченный дувалами и деревьями, пятачок. С ювелирной точностью, под непрерывным огнём вертолёт приземлился. Экипаж Ерёмина выполнил задачу и эвакуировал с поля боя раненых бойцов. За этот подвиг боевой вертолётчик получил свой первый «боевик» - орден Красной звезды.

«Пилот экстра-класса», «Хозяин неба» - так его нередко называли коллеги-лётчики. И для этих лестных характеристик были все основания: ас-вертолётчик не раз выходил победителем из сложных и, казалось бы, безвыходных ситуаций. Для моджахедов вертолётчики – опасные враги и сбить боевую машину для них считалось особой удачей. Охотились за «мишками» всерьёз – из любого ущелья вертолётчиков мог подстерегать залп «Стингера». Участь сбитого экипажа была незавидна - часто пилотов в плен не брали.

В октябре 1986 года экипаж майора Ерёмина при выполнении боевого вылета обнаружил бандформирование из 50 человек. Завязался бой, душманы, имевшие при себе современные ПЗРК безуспешно попытались сбить назойливую «восьмерку». Отработанными до автоматизма маневрами Ерёмин увел машину от самонаводящихся ракет. Ответными залпами «вертушки» банда была полностью уничтожена.

Напряжение десяти лет боевой работы в чрезвычайной обстановке не могло пройти бесследно для здоровья. В 1990 году на очередной медицинской комиссии врачи настоятельно не рекомендовали майору Ерёмину летать. Командование предложило ему на выбор ряд должностей в штабе авиаполка. Но Виктор Иванович настолько сжился с небом, что уже не представлял себя вне пилотской кабины. И майор Ерёмин, подал рапорт на увольнение в запас.

Он приехал в Тольятти, где вскоре получил квартиру, устроила на автобазу, затем несколько лет проработал в таможне. Уже в конце девяностых, после дефолта, друзья уговорили его заняться коммерцией.

Семейный бизнес в целом удался, приносит доход. Но Виктор Иванович говорит об этом с неохотой – не его это занятие. В глазах бывшего лётчика вспыхивают огоньки лишь тогда, когда он вспоминает о службе в Средней Азии: там был «хозяином неба», там осталась часть его души, пишет «samara.aif.ru».