Достоверно никто не знает, когда было основано село, получившее затем такое название, как Чекалино (оно же Ивановское, оно же Степное).

Классические исследователи связывают его историю со знаменитым дворянским родом Дмитриевых. Симеону Дмитриеву в 1684 году действительно было даровано в наших местах немало земель. Позже здесь, на Тишереке, встало село Богородское, с которого все и началось. Только об этом уже писано-переписано!

Но есть версии и о том, что Чекалино появилось раньше, а к основанию его приложили руку казаки, выполнявшие в этих краях роль своеобразной погранично-дорожной стражи. В таком случае село может поспорить за старшинство с Сызранью.

Само название — Чекалино — наверняка имеет в основе слово Чекало (Чекала). Смысл его произаичен, но оттого не менее показателен. Так на Руси называли «земляного зайца», а где-то и мышь.

Не так много, но в чем-то и больше известно о начале «малых» сел, которые позже вошли в состав территории. Так, Новоселки были основаны крестьянами генерала А.П. Мансурова, выведенными из Калужской губернии. Здесь есть точная дата. Это 1788 г. С названием села все понятно.

Сохранилась запись в церковной летописи об огромном бедствии, постигшем Новоселки в 1907 году. Жесточайшая буря с частным градом «с голубиное яйцо», похожим, как образно выразился автор, «на стрельбу пачками картечи», побила хлеба и лишила людей надежд на хороший урожай.

В советское время в Новоселках организовали колхоз. В 1953 году он стал частью чекалинского «Победителя».

К началу XVIII века относят появление деревни Бутырки, то есть «выселки», «селение на отшибе». Она отложилась в народной памяти по личности «кашпирихи» - Екатерины Васильевны Лобановой-Кашпировой. Есть сведения о том, что сюда дочь генерал-лейтенанта перебралась в 1810 году из Санкт-Петербурга. Здесь и вышла замуж за Ивана Ивановича Кашпирова, бывшего адъютанта отца.

«Барыня» была особой своенравной, крайне строгой и в восприятии крестьян, может быть, и жестокой. Хроники не сохранили подробностей ее отношений с мужем. А вот другие домочадцы, крестьяне, работники постоянно испытывали на себе крутой нрав Екатерины Васильевны. Дурное настроение скрывать она не считала нужным. И просто крик — это были еще цветочки.

Но люди как-то жили — не тужили. По праздникам, как и новосельцы, варили пшенник или лапшенник, пекли пироги. Отмечали чем получится, но весело, чего уже не отнять.

Говорят, что в Бутырках был интересный обычай, хорошо характеризующий житье-бытье. Когда дело доходило до сватовства, приданое обговаривалось в основном «кладкой» хлеба. Выйдя замуж, девушка уходила в семью мужа. И в течение года не могла рассчитывать на «хозяйский» хлеб, должна была есть свой. Поэтому приданое рассчитывали по пуду хлеба на месяц, то есть в 12 пудов. Это была приличная норма, и невеста считалась «богатой».

Правда, «хлебное» приданое было свойственно не только Бутыркам. Упоминания о нем есть и в других местах.

После Октябрьской революции, пусть и не сразу, и в Бутырках организовали колхоз. Появились свои ясли, школа (начальная). Но позже и Бутырки вошли в состав Чекалинского поселения.

фото: unsplash.com