Редактора «Казанских губернских ведомостей» поразила сызранская грязь.

Николай Фирсович Юшков, будучи редактором газеты «Казанские губернские ведомости», путешествуя по Волге в конце XIX века, отметил, что не будет говорить о Сызрани подробно, потому что город сам по себе мало замечателен. Хотя асфальтовый завод он приметил, мимо «порядочного» книжного магазина тоже не прошел. Но вот многое другое…

Особенно поразило гостя города, как бы сейчас сказали, благоустройство.

В «гать Крымзы», как рассказал Юшков в книге «Путевые очерки и картины», изданной в Пензе в 1878 г., «сваливается навоз и разный мусор», а летом «весь этот овраг образует целый ряд болот стоячей воды, разливающий по городу не весьма благовонный аромат, что, конечно, не может иметь хорошего влияния на здоровье жителей».

Грязь стала чуть ли не самым большим впечатлением писателя от нашего города.

Описание Юшкова своеобразно: «Попав в Сызран после довольно сильного дождя, я имел удовольствие ознакомиться с тем, что называется «сызранская грязь». Лошади едва вытаскивают из нее ноги, а пешеходы так едва решаются переходить через улицы, а не то что идти по ним. Но едва ли не еще опаснее проходить по сызранским тротуарам – деревянным прогнившим доскам. Мне говорили, что на этих тротуарах не раз прохожие ломали себе ноги и принуждены бывали лечиться в больницах. Не мешало бы городу подумать об этом. Уж лучше пусть не будет в городе вовсе тротуаров, чем такие капканообразные сооружения, какими они являются в настоящее время».

С тех пор прошло довольно много времени. Сегодняшний читатель может согласиться или не согласиться с Юшковым, сравнить его впечатления с тем, что видит сейчас. Но если убрать некоторые подробности описания, свойственные XIX веку, какие-то кусочки списанной автором с натуры картины можно легко воспринять как странички нынешнего дня.

Безжалостен автор и в других описаниях. Чем-то не угодила ему женская прогимназия, о которой «говорили очень много плохого». Досталось от журналиста и земской больнице, помещавшейся в двух зданиях.

Юшков проиллюстрировал сызранскую медицину так: «...могло бы поместиться человек до пятидесяти, но обыкновенно больных бывает от 70 до 120 человек; из них одна треть сифилитиков. Содержание больницы довольно удовлетворительно, но одежда больных очень плоха. С этим еще можно бы примириться, но с теснотой положительно нельзя. Воздух в больничных помещениях через это, конечно, очень скверный».

Хорошо, что автор посчитал отсутствующим вредное влияние на город Моршанско-Сызранской железной дороги. Но и здесь он не преминул поддеть: «Правда, цены на жизненные припасы и продукты вздорожали, но зато явилось немало наплывного населения, что увеличило заработок жителей, но опасаются, что с проведением дороги от Сызрана на Самару легко может случиться упадок города, который просто обратится в промежуточную станцию». Так ли он был неправ?

Издание «Сызранские вести»

фото: КТВ-ЛУЧ