КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Как избавиться от допуслуг в банках и МФО и вернуть свои деньги


Рассказываем, как по закону можно оградить себя от навязываемых опций.

С недавних пор заемщики официально могут отказаться от любой услуги, которую они приобрели вместе с кредитом или займом – юридической, медицинской и так далее. Такой возможностью они могут воспользоваться в течение 14 календарных дней после оформления договора. Два соответствующих закона вступили в силу с 30 декабря прошлого года. До этого подобный «период охлаждения» действовал только для добровольных страховок.

Как заемщикам навязывают дополнительные услуги?

Граждане, берущие кредит, в большинстве своем явно не горят желанием оплачивать какие-либо дополнительные услуги, в числе которых, например, услуги адвоката, либо медконсультация по интернету. Но не всегда замечают, когда им такие услуги навязывают — причем в самых разных формах. Например, клиента убеждают, что, если он не приобретет допуслуги, то не сможет получить кредит или заем, либо это негативно повлияет на процентную ставку. На самом деле отказ от допуслуг не влияет на возможность получения кредита или займа — таковы общие правила для банков и МФО. А процентную ставку могут повысить только в том случае, если заемщик отказывается от страховки, покрывающей риски обслуживания долга.

К примеру, жительница Сызрани Александра П. рассказала, как ей пришлось переплатить при покупке автомобиля «Лада XRAY». Сызранка решила оформить в банке автокредит на 900 тысяч рублей, однако сумма при оформлении договора заметно выросла. По словам Александры, ей заявили, что для заключения кредитного договора необходимо согласие на так называемую «гарантию сохранения стоимости автомобиля», за которую нужно выложить более 70 тысяч рублей.

- Еще мне менеджер сказал, что необходимо оплатить услугу на получение карты «Техпомощь на дороге» стоимостью 110 000 рублей. Это преподнесли так, будто все это входит в обязательную часть сделки, иначе льготного процента по кредиту не видать. Мне ничего не оставалось, как подписать договор на таких «кабальных» условиях, – сетует Александра.

В последнее время кредитные организации сделали навязывание допуслуг, буквально, «автоматизированным». Например, менеджеры уже заранее стали проставлять «галочки» о согласии клиента на допуслуги в заявлениях на кредит, а также в самом договоре. Такое поведение работников финансовых организаций рассчитано на невнимательность клиента, ведь не каждый будет изучать многостраничный договор столь досконально.

Впрочем, с 30 декабря 2021 года такой прием объявлен вне закона. Согласно новым правилам, кредиторам запрещается заранее проставлять в договоре отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг. Их оформление возможно только в том случае, если человек самостоятельно поставил «галочку». Это следует учитывать не только банкам и МФО, но и кредитным потребительским кооперативам и ломбардам.

В прошлом году в Банке России отметили увеличение жалоб в отношении МФО на навязывание дополнительных услуг. Теперь «автоматизация» навязывания дополнительных услуг будет уходить в прошлое, а количество жалоб на навязывание уже начало снижаться.

Таким образом, «автоматизация» навязывания дополнительных услуг будет уходить в прошлое. Соответственно, количество жалоб на навязывание должно уменьшиться.

- Не исключено, что человеку действительно нужны какие-то дополнительные услуги, и он готов их приобрести вместе с кредитом. Но это должно быть осознанным и добровольным решением и ни в коем случае не условием получения кредита или займа», – говорит руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута.

Что за услуги навязывают банки и МФО?

Банки и МФО при оформлении кредита или займа чаще всего предлагают страховки, за продажу которых они получают комиссионные. Впрочем, в 2018 году у заемщиков появилась возможность в течение 14 дней подавать заявления об отказе от страхования и возвращать деньги, уплаченные за страховку. С тех пор у кредиторов и появилась практика навязывания других допуслуг, большинство из которых существует лишь для того, чтобы на них могли заработать кредитор со своим партнером. Зачастую предлагаемые «дополнительные» услуги на самом деле входят в стандартный набор услуг при выдаче кредита/займа, и за них по закону нельзя брать отдельную плату.

Так, житель Сызрани взял в МФО микрозайм в 140 тысяч рублей. Однако 15 тысяч из этой суммы организация попросту вычла, мотивируя это тем, что, согласно договору, за эту сумму клиенту предоставили устную консультацию, услуги по оформлению займа и оформление заявки. При этом, в заявлении подобная опция указана не была. В итоге, заемщик не смог воспользоваться займом на те нужды, на которые изначально планировал потратить полученные средства.

Помимо страхования, медицинских и юридических услуг, некоторые сызранцы, являющиеся клиентами банков, жаловались, например, на дополнительные услуги по изменению даты внесения ежемесячной платы, «улучшению кредитной истории» и даже помощи на дорогах. К слову, в микрофинансовых организациях список допуслуг, которые вызывают возмущение у заемщиков, гораздо солиднее. Например, здесь предлагают оплатить даже круглосуточного теледоктора, мастера на час, адвоката, а также консультации по коронавирусу.

- Частые жалобы на банки и МФО, которые мы получаем, – как раз на навязанные платные услуги к кредитам и займам. Человек приходит за займом или кредитом, а уходит, иногда даже не подозревая об этом, с целой «корзиной» услуг в придачу, в которой и помощь на дорогах, и подписка на онлайн-кинотеатр, и чего там только нет. Формально он сам на все это согласился, подписал заявление и договор, и доказать навязывание тут очень сложно. Теперь ситуация меняется – не нужно никому ничего доказывать, можно просто без объяснения причин сдать всю эту навязанную «корзинку» обратно и вернуть деньги. Однако это можно сделать только в течение первых двух недель, то есть еще до первого платежа. И если при оформлении кредита или займа вы не смогли или не успели внимательно прочитать документы либо не обратили внимание на текст мелким шрифтом где-нибудь на 30-й странице, сделайте это как можно скорее, -советует руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута.


Как скрывается полнаяпереплатапо кредиту?

Банки и МФО, навязывая услуги, иногда не включают их в полную стоимость кредита (ПСК). Эта стоимость процентах и в рублях указывается в верхнем правом углу на первой странице договора. Зачастую, лишь после первого платежа по кредиту или займу потребитель может заметить, что переплачивает больше, чем было обозначено в рекламе с привлекательной процентной ставкой. Вот поэтому и появился законопроект, по которому в ПСК должны учитываться любые платежи заемщика в пользу кредитора и третьих лиц, если кредит выдается при условии оплаты допуслуг и это указывается при оформлении кредитного договора. Или если в зависимости от согласия или отказа от этих услуг могут изменяться условия выдачи кредита. В свою очередь, кредитор, предлагающий заемщику допуслуги, будет обязан также предложить альтернативный вариант кредита без этих услуг, с расчетом по нему ПСК и информированием заемщика о размере этой ПСК. Такой законопроект был внесен в Госдуму в конце декабря 2021 года.

Как заемщику вернуть деньги за навязанную услугу?

С заявлением о возврате нужно обращаться к компании, услуга которой была оплачена вместе с кредитом или займом. Каналы связи с компанией должны быть указаны в договоре, которым оформлен кредит или заем – это может быть электронная почта или мессенджер. В любом случае заявление о возврате можно отправить заказным письмом по адресу регистрации компании. В течение семи рабочих дней эта компания должна перечислить вам деньги за вычетом стоимости фактически оказанных услуг. При этом заемщик вовсе не обязан доказывать факт того, что он не воспользовался дополнительной услугой, за которую он хочет вернуть деньги.

Если же компания не возвращает деньги, тогда следует подать заявление о возврате уже в банк или МФО. Однако сделать это можно только по истечении 30 дней после обращения к компании – поставщику услуги, но не позже 180 дней с этого момента. В свою очередь, у банка или МФО, также есть 7 рабочих дней на то, чтобы вернуть клиенту деньги. Подобный механизм ответственности кредитора за поставщика допуслуги предусмотрен для того, чтобы кредитор более внимательно подходил к выбору партнеров – поставщиков дополнительных услуг.


Куда заемщик может пожаловаться при навязывании ненужных услуг?

Итак, сложилась следующая ситуация: вы увидели, что в заявлении на кредит (займ) за вас уже проставлены «галочки» на оплату дополнительных услуг. В этом случае необходимо сделать скрин или фото и приложить его к жалобе в интернет-приемную Банка России. Если банк или МФО безосновательно отказываются возвращать деньги за дополнительную услугу, следует проделать те же самые шаги.

Исчерпывающий список случаев, когда банк или МФО вправе отказать в возврате денег, есть в самом законе:

1) заемщик не успел обратиться к лицу, оказавшему услугу, в положенные 14 дней после заключения договора,

2) заемщик успел воспользоваться услугой в полном объеме,

3) заемщик не платил за нее,

4) ему уже вернул деньги поставщик услуги.

При обращении с жалобой в интернет-приемную Банка России необходимо приложить договор и переписку с кредитором. Специалисты Банка России проверят эту информацию, как один из вариантов - в режиме «тайного покупателя». После этого они проведут необходимую работу с кредитором. В случае нарушений, банку или МФО грозит наказание .

- Мы будем внимательно следить за тем, как банки и МФО соблюдают эти новые правила, чтобы создать надежную защиту потребителя от навязанных продаж, – отметил Михаил Мамута.


Фото: ЦБ

15:43, 21 Июня 2022 года, вторник / 1707 / ЭКОНОМИКА
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ В РУБРИКЕ "ЭКОНОМИКА"

Россиянам стало тяжело прокормить котов, собак и хомячков

В лидерах по подорожанию оказались корма для собак. Эксперты назвали данные о том, насколько с начала февраля в России подорож...
12:21, 21 Июня 2022 года, вторник ЭКОНОМИКА

Для владельцев телефонов сделали платной популярную услугу

В среднем цена в салонах мобильной связи составляет около 50 рублей. Некоторые мобильные операторы начали взимать плату за п...
09:51, 21 Июня 2022 года, вторник ЭКОНОМИКА

Диво дивное: на заправках дешевеет бензин, а в магазинах дорожают фрукты

На фоне всеобщего подорожания, продавец бензина неожиданно снизил цену. Что весьма удивило власти города. В Сызрани на автозапра...
21:29, 20 Июня 2022 года, понедельник ЭКОНОМИКА

Куда в Сызрани вкачиваются миллионы инвестиций: кто счастлив, а кто нет

По уровню инвестиций на душу населения Сызрань занимает 6 место среди 10 городов губернии. Значительный объем инвестиций в Сызра...
09:28, 20 Июня 2022 года, понедельник ЭКОНОМИКА

Без хеппи мила: в бывших кафе McDonald’s Самарской области засуетились

Как изменится меню и цены? В Самарской области бывший McDonald’s набирает персонал и готовит к открытию новые кафе. С бывших за...
15:50, 19 Июня 2022 года, воскресенье ЭКОНОМИКА

ДЕЖУРНЫЙ
ПО ГОРОДУ
Присылайте свои материалы и участвуйте в конкурсе!
По итогам месяца автор самого лучшего, актуального и интересного материала получает ценные призы от телекомпании. Участвуй и выигрывай!