22 ноября свой профессиональный праздник отмечают российские психологи. Именно к этому торжеству в Самарском институте повышения квалификации работников образования приурочили прошедший на минувших выходных форум для представителей этой важной и нужной профессии.

В качестве докладчика из Сызрани на него была приглашена педагог-психолог, канис-терапевт и член Ассоциации Фрёбель-педагогов Анастасия Агулова. Владелица якутской лайки Топаза, активно использующая свою собаку в работе с детьми и взрослыми, Анастасия поделилась с собравшимися своими наработками по возможностям использования анималотерапии в психологической коррекции поведенческих проблем детей с ОВЗ.

- У большинства детей с расстройством аутистического спектра есть трудности с восприятием повседневной информации, - поделилась с корреспондентом КТВ-Луч А. Агулова. - Общаться с такими детками надо особым образом и только опытным терапевтам и психологам. В последние годы в работе с ними используется и канистерапия - метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Животные способны помочь детям с ДЦП, аутизмом, гиперактивностью, сердечно-сосудистыми заболеваниями, фобиями, тревожностью, задержкой речи. Именно о нашей с Топазом работе с такими маленькими пациентами я рассказала своим коллегам со всей губернии. Интерес к теме был огромный, мой четырехлапый помощник вел себя хорошо и пользовался небывалым успехом. Мы получили приглашение провести обучающие семинары и мастер-классы для психологов, чтобы познакомить их с канистерапией на практике.


Анастасия отметила, что ученые давно доказали, что при взгляде на собаку у человека уменьшается гормон стресса - кортизол и увеличиваются гормоны счастья - эндорфины. Замечено, что при стрессе люди берутся за голову, начинают теребить и трогать волосы, следовательно, идет контакт с волосами, а значит, и шерстью.

Можно сделать вывод, что шерсть животных успокаивает. Собака дает все сенсорные ощущения: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения, следовательно, во время контакта с собакой у детей развивается головной мозг, постоянно образуются новые связи между нейронами. Люди могут управлять своим дыханием, а у животных естественное дыхание и сердцебиение. При контакте с животными пациент настраивается на естественное дыхание и сердцебиение. Собаки легко обучаются командам и способны выражать сочувствие. Четвероногий друг, который всегда рядом, помогает ребенку понять: ты не одинок. Многим детям с аутизмом гораздо проще наладить тактильный контакт с животным, чем с другим человеком.

- Безусловно, в качестве терапевта может выступать только специально обученное животное, - резюмирует психолог Агулова. – Но дрессура и поведенческие характеристики должны быть на высоте, а собака должна быть абсолютно здоровой.