Назревал настоящий коллапс, но тут в дело вмешалось купечество.
В августе 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну и с первых же дней войны в Самарскую губернию стали прибывать тяжело раненые солдаты. Мировая бойня еще только началась, а власти, как обычно, оказались не готовы и раненых солдат стали размещать где и как угодно - от театров до бань.
Так уж получилось, что в первые месяцы войны основную нагрузку взяла на себя не Самара, а Сызрань, как крупный железнодорожный узел. В сызранских госпиталях скончались сотни людей, а умерших штабелями хоронили в братских могилах на местном Всехсвятском кладбище (заброшено 65 лет назад - ред.).
Назревал настоящий коллапс, но тут в дело вмешалось купечество Самарской губернии. В первые же дни войны богатейшие купцы помогали фронту либо напрямую деньгами, либо дефицитными медикаментами, недоступными лечебницам. Однако один из самых известных купцов Самары – Альфред фон Вакано – сделал для раненых нечто большее, чем просто отчисление денег.
Именно 7 августа 1914 года австрийский дворянин, меценат, купец первой гильдии и основатель Жигулёвского пивоваренного завода направил самарским властям следующее обращение:
"Отставляя в сторону свои заслуги, звания и титулы, хочу уведомить, что по отношению к тем испытаниям, которые сейчас переживает Россия, я в первую голову – гражданин. Имею честь предоставить в распоряжение городского общественного самоуправления на цели содержания и лечения раненных в боях русских воинов новую, вполне оборудованную больницу. Она существует при доме Товарищества Жигулёвского пивоваренного завода".
И в заключение в письме на имя властей один из богатейших людей губернии обязался содержать раненых до «до самого конца кровопролитий, охвативших весь мир».
Вечером того же августовского дня в частную лечебницу пивзавода власти перевезли 34 человека. Сколько всего героев Первой мировой прошло через больницу Альфреда фон Вакано – неизвестно до сих пор, пишет "Блокнот-Самара".
фото: unsplash.com