Что не нужно делать, чтобы не оскорбить чувства верующих.

В России за месяц возбудили сразу три уголовных дела об оскорблении чувств верующих: против блогера Руслана Бобиева и его девушки, против OnlyFans-модели Лолиты Богдановой и против 30-летней жительницы Петербурга. Во всех случаях молодые люди сделали снимки с интимным подтекстом рядом с православными храмами. Причем Бобиеву и его девушке, сфотографировавшимся на фоне храма Василия Блаженного в провокационной позе, дали реальный срок - 10 месяцев колонии.

О том, есть ли какие-то «инструкции» у РПЦ, чтобы человеку не попасть под статью, рассказал КТВ-ЛУЧ председатель церковно-исторического совета Сызранской епархии игумен Марк Алексеев.

- Какой-то инструкции даже у нас внутри церкви нет в этом плане. Я не считаю нужным регулировать все инструкциями какими-то, указаниями. Считаю, что для любого человека, верующий он или не верующий, исповедующий христианскую или любую другую религии, главным регулятором все-таки является его собственная совесть и воспитание им полученное. Если человек воспитан, он будет уважать и собственные святыни и чужие. Если человек бессовестный, принципов морали у него нет совершенно, а есть желание только эпатировать публику, зарабатывая тем самым очень дешевый авторитет на этом, то тогда будет позволено все, это не от большого ума. Для верующего есть единственное указание: проходя мимо, или даже увидев маковку храма, купол колокольни с крестом, православный человек должен перекреститься, - отметил отец Марк.

Также игумен Марк прокомментировал, в каком же виде дозволительно, с точки зрения церкви, делать фото на фоне храмов, чтобы это не было предосудительным.

- Человек должен вести себя так, чтобы эту фотографию, с одной стороны, не стыдно было показать своей маме в таком виде. Но, с другой стороны – общество очень разное, и то, что для одного считается недопустимым, оскорбительным и провокационным, для другого – «развлекуха» и смех. Понимаете, если человек, например, страдает нудизмом, он же не будет в таком виде ходить на работу или по центральной улице города? То же самое и здесь: фотографироваться нужно более-менее в приличном виде. Но обратите внимание: на тех фото, чьи авторы попали под уголовную ответственность, были не просто неприличные моменты, а позы и прочее, что носило характер провокации. Там были моменты, не просто затрагивающие чувства верующих, но и оскорблявшие нормы общественной морали, происходило, фактически, нарушение общественного порядка. Тут не надо даже отдельную какую-то статью. Тем более в местах, которые являются значимыми святынями не только для России, но и для всего мира, - подчеркнул священник.

Также отец Марк уточнил, существует ли разница между действующими и недействующими храмами, переквалифицированными, например, в музеи.

- Во-первых я не пойму, про какой в соцсетях храм говорили, что он недействующий. Например, начали говорить, что Исаакиевский собор – музей, но он и действующий храм одновременно. Храм Василия Блаженного – «Покрова на рву», как он правильно называется – это тоже храм действующий, в нем, пусть и не регулярно, но проходят богослужения. А для христианина – даже если это развалины храма – это место свято. Раньше, если церковь разбиралась по какому-либо поводу (пожар происходил, либо из-за ветхости), там или новую ставили, или это место отмечалось крестом, с упоминанием об этом храме. То есть на этом месте, строить другие гражданские здания непозволительно, эта норма действовала еще в средние века, во времена раннего христианства в том числе, - подытожил игумен Марк.

фото: КТВ-ЛУЧ