Мастеру предложили стать известным в Москве, но он отказался.

Гусляр из Сызрани Виктор Табаков изобрел устройство, которое усовершенствовало древний музыкальный инструмент. Причем необычное ноу-хау привидилось Виктору, как он говорит, и первоначально было необъяснимо для него. Однако впервые за тысячу лет усовершенствованные гусли удивили приехавшего в Сызрань президента Российского духового общества и гендиректора Российского национального музея музыки Михаила Брызгалова.

– Свое изобретение я назвал хроматическая подставка. Это планка под струнами. Когда она мне привиделась, я не знал, для чего она нужна? Меня и так в гуслях все устраивало. Я 15 лет в своей мастерской изготавливаю гусли. И однажды я захотел сыграть на них пьесу «Золушка» и тогда я понял, что хроматическая подставка позволяет исполнить на гуслях практически любое по сложности произведение. Раньше это было невозможно, – рассказал корреспонденту КТВ-ЛУЧ Виктор Табаков.

По-сути, гусли веками были вроде фортепиано, но только без черных клавиш. А хроматическая подставка добавила эти клавиши в конструкцию инструмента, в результате добавились полутона.

Деятель культуры Михаил Брызгалов встретился с Виктором Табаковым на выставке в художественной галерее «Наследие». В то же время выставку посетила министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш. Гусляр исполнил несколько произведений и поразил собравшихся широтой репертуара.

– Я предложил Виктору познакомить его с музыкальными специалистами, которые помогли бы ему с продвижением в Москве. Но он отказался. Нужно отдать должное музыканту, который не хочет популярности, – сказал в интервью КТВ-ЛУЧ Михаил Брызгалов.

Славой в столице Табаков не соблазнился. За 15 лет он сделал 320 инструментов. Заказов на гусли у него на год вперед – из Москвы, Санкт-Петербурга и разных стран. Виктор частый гость музыкальных фестивалей, на которых играет на гуслях. Он делает их из ели, клена и бука. Красное дерево идет на отделку. Мастерскую Табаков тоже построил сам, а до этого работал художником в драмтеатре.

– Гусли гуслям рознь. Есть стоимостью от трех тысяч, а есть за 120 тысяч рублей. Этот музыкальный инструмент мало распространен в России из-за того, что в древности гусляр был своеобразным средством массовой информации. Он пел о происходящем в стране, вещал информацию, которая зачастую не нравилась властям. В XVII веке патриарх Никон уничтожал эти свободные СМИ, гусли изымали и сжигали. Так они оказались под запретом. В СССР тоже гусляров не жаловали, но в современной России это музыкальное искусство возрождается. Гусляров стали учить в музыкальных школах, – рассказал Виктор Табаков.

А что касается хроматической подставки, то патентовать свое изобретение гусляр не хочет. Говорит, что это очень дорогостоящая процедура, которая не окупится для обыкновенного мастера. Главное, что на обычных гуслях, условно говоря, можно исполнить 100 произведений, а на гуслях Табакова – 300.

Фото КТВ-ЛУЧ