Сказки и легенды Сызрани.

«Город издавна отличался своей торговой деятельностью, и раньше торговля велась в значительно больших размерах. Теперь же, даже но сравнению с 1923 г., число торговых предприятий заметно сократилось... Что касается деревни, там за последние годы замечается неизменное увеличение числа лавок», - отмечал наш краевед Н.О. Рыжков в «Географическом очерке Сызранского уезда», вышедшем в 1926 году.

Сызрань, как все мы помним из истории, действительно славилась торговлей и даже была неоднократно отмечена за это во времена Российской империи. Но вот прошло время. На смену старому строю встала Советская власть. А что же стало с торговлей?

- Торговля в сельской местности носит характер мелочной, и только 18% торговых предприятий возможно отнести к средним. Крупная же торговля в селах представлена крайне слабо, - свидетельствует Рыжков.

В городе же, по словам краеведа, крупная торговля по преимуществу находилась в руках государства, средняя и выше средней - кооперации и мелкая - у частников. Частники, как писал Рыжков, были сильны лишь в оптовой торговле хлебом и рыбой. Обе позиции, кстати, вполне классика для наших мест.

- В селах почти все торговые предприятия носили смешанный характер. В них продавались всевозможные товары. В городе же торговые предприятия значительно дифференцированы. Во второй половине 1925 г. в городе было: хлебо-фуражных предприятий 102, с продуктами питания 644, с наркотиками и крепкими напитками - 57, строительными материалами - 6, отоплением и освещением - 8, одеждой и обувью - 187, с культурно-просветительными предметами - 16, металлом и машинами - 28, утварью - 32, химтоварами - 16, смешанных торговых предприятий - 12, скотом - 31», - сказано у Рыжкова.

К торговле краевед логично относил и базары. Тогда они в Сызрани бывали три раза в неделю, в селах – еженедельно.

- Летом огромнейшая площадь занята, кажется, нескончаемыми рядами с возами ягод, яблок, а зимой дровами, сеном и т. п., - описывает автор сызранские базары.

Упоминает Рыжков и о ярмарках. Их в уезде насчитывалось за год более 20, а в городе организовывались в январе, июле и сентябре.

Исследователь много и подробно говорит о кооперации, а значительным достижением считает быстрый ее рост. Кстати, пишет он и о нашем знаменитом кооперативе «Муравей», в котором тогда было 3600 членов, 14 лавок, 2 булочные.

Торговля, кооперация в то время были настоящими двигателями прогресса.

- Кооперация оказывает известную помощь деревне в ее общественном строительстве. У двух обществ имеются фельдшерские пункты, обслуживающие пайщиков, у других - дом крестьянина, столовые, чайные. Всеми потребобществами отчислялось на кооперативно-просветительскую работу 10% прибыли. По уезду организовано 30 кооперативных уголков при избах-читальнях, выписываются газеты, плакаты, литература. Некоторыми кооперативами делаются попытки ввести торговлю книгами единственно в целях продвижения книги в деревню, - пишет автор.

А вот некоторые вопросы хотя и ставились, признавались важными, но не решались и в начале советских времен. Это, например, «продвижение к крестьянину промтоваров наиболее доброкачественных и по наиболее дешевой цене». Решена ли проблема сейчас?

Фото: КТВ-ЛУЧ