Патриотизм. Это та тема, которая вроде бы и так в последние годы подчеркивалась на всех уровнях. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в газеты, вспомнить материалы других СМИ, наглядную агитацию и прочее, прочее, прочее. И вдруг стало почти очевидным, что всего этого недостаточно.

Мало ходить по улицам, обернувшись в триколор. Мало размещать в сети фотографии в обнимку с ветеранами. Мало гордо рапортовать об успехах воспитательной работы. Мало кичиться единством с организациями соответствующей направленности и даже состоять в них.

Всего этого мало, а о причинах ситуации можно говорить много. Одна из них, которая не является популярной для обсуждения, - какая-то нарочитая поддержка маргинального образа жизни и даже, как кто-то считает, провоцирование его. В результате – развитие паразитических основ, определяющих существование за счет активной части общества, государства. По факту – есть кому каждое утро похмеляться и вести разговоры у забегаловок, но некому работать, не говоря уже о чем-то ином.

Вторая причина может быть заложена в системе образования, которая складывалась десятилетиями. Одним махом, одним распоряжением изменить здесь ничего нельзя. Требуется время. К тому же заявления заявлениями, а практика практикой.

Пример? Пожалуйста! Новые занятия, которые с начала учебного года ввели повсеместно в школах по понедельникам, значительная часть родителей, а особенно бабушек и дедушек ребят, восприняла пусть не восторгом, но с пониманием. Но такие уроки проходят раз в неделю, а вот заниматься по учебникам обычных предметов школьникам приходится кому по пять, а кому и по шесть дней за то же время.

Что это за учебники? Не будем спорить о том, какие авторы должны сегодня присутствовать в учебниках литературы, а каких пора удалить за ненадобностью. Не будем говорить о том, как должна преподаваться новая (да и не столько уж новая) история. Возьмем первое, что попадется под руку, из совсем, казалось бы, нейтрального. Географию.

Итак, учебник географии за 7 класс. Что показательно, он допущен министерством просвещения Российской Федерации и издан в 2022 г. Куда уж новее!

Введение. Первая иллюстрация. Кто из великих путешественников мог бы украсить ее? Оказалось – Тур Хейердал! Не умаляя заслуг норвежца, можно задаться вопросом о том, почему для открытия учебника не подошел кто-то из российских земле- или морепроходцев. Почему, например, не Миклухо-Маклай или даже не Юрий Сенкевич, походивший с тем же Хейердалом, да и не только с ним? Кстати, поздние похождения того же норвежца даже западный мир, тогда еще не так зараженный современными веяниями, оценивал так, что сейчас не напишешь без риска быть в чем только не обвиненным «защитниками» прав человека.

Далее. Тема о сравнении стран мира. Одно из заданий: используя только карту, расположить их в том порядке, как, по оценке ученика, убывает их площадь. Перечень же для изучения таков: «Украина, Турция, Иран, Аргентина, Франция». При желании авторы учебника могли бы, наверное, этот список немного подкорректировать.

Этот же параграф, но другое задание. Нужно определить, какой текст соответствует открыткам, посланным друзьям школьниками разных стран. Первый же пример: «Привет! Моя большая процветающая страна находится в Западном полушарии. Она выходит к берегам трех океанов... У нас много больших городов. До Северного полюса нам ближе, чем до Южного». Может быть, стоило бы взять какую-нибудь вроде бы нейтральную Бразилию?

Листать дальше смысла, конечно, нет. Зато, перефразируя слова старой песни, можно усомниться в том, а наша ли эта география? Но дело, понятно, совсем не в ней.

Фото предоставлено КТВ-ЛУЧ