29 мая (16 мая по старому стилю) 1914-го года сызранскому мусульманскому обществу выделили участок под строительство мечети. На улице Садовой под номером 63. Тогда это был самый динамично развивающийся район Сызрани. Да и тогдашний имам Сулейман Ибрагимович Еналиев жил неподалёку. Его дом на улице Комсомольской (тогда Песчаной) сохранился и поныне.

Кстати, этот дом и выполнял функции молельного дома у мусульман долгие годы.

Точная дата регистрации мусульманской общины в Сызрани неизвестна. Однако после пожара 1906 года она уже существовала. Возглавлял её всё тот же Еналиев.

Путешественник, заезжавший в наш город в самом конце XIX века обратил внимание на то, что в Сызрани, в отличие от других волжских городов, почти не видно татар. Видимо так оно и было. Хотя уже в то время здесь вели свою деловую деятельность знаменитые купцы и меценаты Акчурины. Вот только жить они предпочитали в своих родовых гнёздах, в более привычном окружении.

Сызранский пожар 1906 года вызвал в городе строительный бум и привлёк сюда немало переселенцев. Кроме того, он практически совпал с царским манифестом, даровавшим населению многочисленные свободы. В том числе в сфере вероисповедания.

В 1917 году, когда для местных выборов подавали списки сызранских мусульман, в них уже числилось около 100 семейств. Был и собственный участок на местном кладбище. Кстати, уцелевший и поныне. Правда сохранилась на нём с тех далёких времён только одна-единственная могила.

А вот мечеть тогда сызранские мусульмане так и не построили. Успели только получить разрешение на подключение здания к водопроводу и подготовить документацию. Старожилы утверждали, что был готов и фундамент. Начавшаяся через три месяца Первая мировая война, заморозила работы, а грянувшая затем революция о вовсе поставила на них крест.

Сам имам Еналиев уехал из города с отступавшими белогвардейцами и дальнейшая его судьба неизвестна.

фото с сайта Старая Сызрань