Старые названия городских районов появлялись не просто так. Неожиданная версия.

Вот, например, Свинарник. Это район оврага в начале нынешней улицы Декабристов. Там действительно держали много свиней. Сами жители рыли себе землянки. Понятно, почему землянскими их и прозвали. Позже прозвище трансформировалось в фамилию.

Нахаловка. Это территория за Лягушачьим парком. Считается, что название возникло потому, что район был застроен без всяких разрешений. Может быть, здесь и ноосфера особая, ведь скандалы с застройкой тут возникали и совсем недавно.

Лопотки - часть Заусиновского района. Рассказывают, что тут селились выходцы из окрестных деревень. Название, возможно, появилось от их обувки – широкоизвестных лаптей. Или же от своеобразного говора новых городских жителей.

На удивление неясно с Молдавкой. С одной стороны, название могло приклеиться как определение захолустья. С другой – жители района выращивали виноград. Наконец, здесь могли кучно селиться приезжие из Молдавии. Но «географические» привязки не всегда надежны. Примером тому может стать еще один сызранский топоним – Питер.

Сомнительно, что район за Щепалинской площадью (Тимирязевским парком) заселяли бывшие жители Петербурга. В нашу глубинку они не рвались. Поэтому вполне может быть, что местных обитателей назвали «питерцами» в насмешку, ведь тут было много бедноты.

Но у жителей Питера было и другое прозвище – мослятники. Этимология его до конца непонятна. Возможно, определение пошло от слова мосол, то есть кость. Неподалеку были расположены бойни, что может быть как-то связано с прозвищем, но также оно может символизировать и бедность, и внешний облик, сложение людей.

Косвенно на бедность питерцев указывает и другая информация. Вот как объясняет определение «волжские татары» туристский паспорт Сызрани: «жители Волжского спуска, они были более зажиточными, в отличие от «питерских».

Есть и «революционная» версия. Согласно ей, Питером район назвали по политическим настроениям селившихся здесь железнодорожников.

Однако сейчас у исследователей появилась и новая версия. Она может и противоречить возникшим ранее вариантам, и подтверждать их.

Дело в том, что еще задолго до революций в ряде российских губерний «питерщиками» звали плотников, которые ходили в Санкт-Петербург на заработки.

Ясно, что сызранские мастера, как бы ни были хороши, вряд ли массово были востребованы в столице. Но определение могло распространиться с плотницкого и на другие занятия, а отправиться «за деньгами» можно было и в соседние города. И вот уже вырисовывается уверенный образ мастера на все руки, зарабатывающего на жизнь своим трудом, как сейчас бы сказали, «вахтовым методом». Согласитесь, куда более серьезная для нашего Питера версия!

"Сызранские Вести"