То, что наш город получил свое имя по названию реки, является бесспорным.

В «Книге Большому Чертежу», подготовленной в 1627 году и являющейся одним из ранних опытов географического описания России, река именуется то Сыза, то Сызран: «...а Сыза река пала в Волгу ниже города Самары девяносто верст, а протоку Сызы реки восемьдесят верст». Об этом, в частности, писал журналист и краевед Александр Молчанов.

То, что наш город получил свое имя по названию реки, является бесспорным. Значение же слова, с известными допусками, можно определить как «река, текущая из оврага». На данный момент эта версия является канонической.

Другой писатель и краевед, Николай Овчинников, выдвигал и версию, основанную на выражении «с израни». Он говорил о бурлаках, которые поднимались чуть свет, чтобы продолжить свой нелегкий труд. Позже идея была как бы расширена — она охватила все население наших мест. Люди не ленились, вставали рано, чтобы работать.

Но есть еще и третья версия, которая, хотя неоднократно и озвучивалась, особой поддержки не получила. Она строится на созвучии с более привычным слуху горожан названием еще одной реки — Сызганки. Слово «сызган» можно перевести как «бежать» или «бежавший».

Теперь вернемся к официальным версиям. Согласно им, в XVI веке, после присоединения Казанского ханства, на Россию начались набеги Ногайской Орды. Понадобилась сила, которая могла бы противостоять врагу. Ею стали казаки. Причем изначально Волжское казачество стало складываться на землях, хотя бы формально свободных от контроля Москвы.

На первом этапе основой для будущих охранителей границ стали беглые из центральных регионов государства. Бежали ведь вольнолюбивые люди не только на Дон, но и на Волгу. Вряд ли случайно получила распространение поговорка: «Нечем платить долгу - ступай на Волгу». Так складывалась знаменитая Жигулевская вольница.

Потом разбойничков, конечно, повывели, в том числе казаки, стоявшие на царской службе. Но это уже совсем другая история, нам же важно, что вариант с «бежать - бежавший» вполне применим к населению того места, на котором зародилась Сызрань. А то, что люди жили здесь и до основания города, — факт установленный.

Так что живущие ныне сызранцы по праву могут считать себя наследниками пусть не жигулевской, но иной своеобразной вольницы, которая, по веками сложившемуся обычаю, раздвигала границы Русского государства одним своим присутствием на новых территориях. И только уже следом за вольницей на эти земли приходило государство как таковое, со всеми присущими ему внешними и организационными атрибутами.

«Сызранские вести»

фото: КТВ-ЛУЧ