О воеводе Григории Афанасьевиче Козловском, с которого и началась история Сызрани, на самом деле, известно не так уж и много.

Происходил он из знатного рода, который мог проследить свои корни вплоть до Рюрика. Козловские считали себя куда выше по происхождению, чем знаменитые Нарышкины. Крепость Сызран же князь строил, будучи в опале. Но возвел он ее быстро и качественно, с честью исполнив царскую волю.

Жизнь воеводы еще ждет своего исследователя. Мы же хотели бы обратить внимание на один из эпизодов, связанных с сызранско-симбирским этапом его карьеры. О нем упоминается в книге «Сызранская бывальщина». Книга принадлежит перу нашего писателя и краеведа, члена Союза писателей, Почетного гражданина города, ныне покойного Николая Михайловича Овчинникова.

В рассказе «…Лета 7192 сентября в 18 день…» есть описание болезни и лечения воеводы. Когда Козловский стал «немощен», за лекарем послали в Симбирск, а лечила воеводу «баба-травница, стрелецкая вдова». После молитв она сказала, что «воеводе надобно пити в утре и ввечеру воду земляничну…». Травница чуть сама не угодила в немилость, ведь на ягоду был не сезон. Но запас у женщины нашелся, воеводе стало лучше. Окончательно же помогло строителю Сызрана «мятное питие». Когда прибыл официальный лекарь, кризис остался позади.

Сейчас многое из прошлого принято подвергать критике и сомнениям. Но отметим, что Николай Михайлович очень тщательно относился к подбору и изложению фактов. А те же земляника и мята занимают сегодня вполне заслуженное место не только в народной, но и в научной медицине.

Земляника, например, способствует избавлению от многих болезней, а целебными свойствами обладают все части растения. Земляничный чай, настои, отвары – все это еще не ушло, да и вряд ли уйдет в прошлое.

Мята же была хорошо известна еще Гиппократу и Авиценне. Ее полезные свойства не ограничиваются лишь успокоительным и очищающим эффектом. Применяют мяту довольно широко.

Так что безымянная травница действительно могла поднять Григория Афанасьевича на ноги «земляничной водой» и «мятным питьем», вкупе с молитвами. Не антибиотиками же пришлось лечить воеводу, которых, к слову, в те времена еще и не было.

Сызранские Вести