В конце октября будет уже 81 год, как неподалеку от Сызрани, в районе Белого Озера, на территории тогда еще Куйбышевской, а ныне Ульяновской области погибли экипаж и пассажиры самолета ПС-84, направлявшегося из Москвы в Куйбышев.

Дело о катастрофе долго было засекреченным, но и впоследствии, когда специальный гриф с него был снят, вопросы по делу остались. Расследование и более поздние изыскания так и не смогли назвать семерых из 24 погибших. Так что в братской могиле они остаются безымянными.

По основной версии, самолет во время полета столкнулся со сложными метеорологическими условиями, которые в результате и привели к катастрофе. Воздушное судно, скорее всего, по какой-то причине кружило над лесом, а затем экипаж решил пойти на посадку. Но деревья здесь высокие, высоко поднимается и туман. Жители слышали снижающийся самолет, удар, или несколько ударов. Приземляясь, ломая деревья, судно пробило приличную просеку и загорелось. Не выжил никто.

Трагедия произошла 29 октября 1941 года. На место катастрофы прибыла первая комиссия из представителей властей, органов. Говорят, что среди обгоревших обломков нашли не только тела погибших, но и авиационные чертежи. И было это, конечно, не просто так.

Самолет принадлежал военному представительству авиазавода №1. Он эвакуировал в Куйбышев сотрудников наркомата авиационной промышленности. Помимо ряда специалистов, в списке был и известный конструктор Всеволод Таиров. Достаточно сказать, что он приложил руку к созданию знаменитого И-16. Некоторые специалисты считают Таирова одним из наиболее выдающихся советских авиаконструкторов того времени.

Гибель Таирова и его помощников и стала, наверное, причиной появления разговоров о фашистской диверсии. Авиаконструкторы наверняка должны были организовать в Куйбышеве производство военных самолетов. Над одной из новинок Таиров как раз и работал. Предполагалось, что у конструктора должен получиться уникальный истребитель вражеских самолетов и танков. Появиться на свет этой машине суждено не было.

Но рейс перевозил не только конструкторов, работников завода. Среди погибших был и генерал-лейтенант Степан Акимов. Герой советско-финской войны, кавалер Ордена Ленина, дважды краснознаменец - он считался грамотным командиром. Степан Акимов был тяжело ранен под Москвой. Его (и, возможно, не его одного) перевозили на лечение в тыловой госпиталь.

Отметим, что экипаж самолета был очень опытным. Первым пилотом был летчик-испытатель подполковник Николай Фегервари, вторым – полковник Михаил Марцелюк.

Конструкторы и представители авиазавода, раненые, экипаж… Но кем были еще семеро погибших? Так или иначе, уже 31 октября все они легли в братскую могилу.

Нужно сказать, что бойцов, погибших во время Великой Отечественной войны, находят и сейчас. Личности некоторых из них установить не удается. Случаются и обратные примеры.

Так, числящийся по некоторым данным погибшим в другой авиакатастрофе (в 30 километрах от Сызрани) в январе 1944 года старшина, по воспоминаниям местных жителей, остался жив.

«Сызранские вести»