![Сказки и легенды Сызрани: «Плата берется в зависимости от площади пола и размеров заработка...»](https://ktv-ray.ru/pic/sz/545x347/upld_37214.jpg)
«Плата берется в зависимости от площади пола и размеров заработка...»
«У города имеется большое коммунальное имущество и коммунальное хозяйство. Имеются усадебные, огородные земли, базарные площади, 20 плодовых садов, 4 парка, несколько сот домов, торговых помещений, складов, мельниц, целый ряд промышленных предприятий, обслуживающих нужды населения, как, например, электростанция, скотобойня, водопровод и пр.», - так описывал Сызрань наш краевед Н. Рыжков в книге «Географический очерк Сызранского уезда», увидевшей свет в 1926 году.
Все это хозяйство находилось в ведении Городского совета. Он, как отмечает автор, избирался «трудящимися города». Непосредственно же заведовал коммуналкой ГорКоммунОтдел — прообраз нынешнего Комитета жилищно-коммунального хозяйства. Впрочем, бюрократия уже тогда давала о себе знать. «Для ведения коммунальных промышленных предприятий последние выделены в особый КомТрест», - писал Рыжков. Делить было что. Общий валовой доход по городскому хозяйству в 1924-25 г. превышал 360 тыс. р. - серьезные по тем временам деньги.
Вопрос с жильем решался довольно просто. «Квартиры в коммунальных Домах сдаются почти исключительно рабочим и служащим, причем плата берется в зависимости от площади пола и размеров заработка: чем больше заработок, тем выше плата. В 24/25 г. от аренды квартир получено свыше 12000 р., от аренды домов свыше 10000 р. и от торгово-промышленных помещений около 70000 р.», - свидетельствует краевед.
Сейчас, конечно, такой вариант с зависимостью квартплаты от дохода представить сложно. Но тогда он устраивал не всех.
В аренду сдавали и знаменитые сызранские мельницы.
Значительная часть таких доходов, как говорит автор, поступала на благоустройство города. Конечно же, разруха была еще та. «В том же 24/25 г. было израсходовано на капитальный ремонт полуразрушенных домов до 25000 р. И на охрану необитаемых разрушенных зданий свыше 3300 р. Эти еще ждут своей очереди», - отмечает Рыжков.
Больших денег, по словам краеведа, требовало также устройство и содержание мостовых. При расчетах на мощение мерили их тогда квадратными саженями. На дорожное строительство в 24/25 г. было израсходовано 19774 р.
Но вернемся к «особому КомТресту». В число объединенных им предприятий входили электростанция, водопровод с мастерской, кузницей и водокачкой, скотобойня, центральная гостиница (попросту — номера), столовая, ассенизационный обоз.
Электростанция — это вам не наша историческая ГЭС, закрытая совсем недавно. Это «небольшая, с двумя маломощными (по 100 лошадиных сил) двигателями (построена в 14 г.). Интересно определялся размер платы за электроэнергию для разных категорий населения: «Плата за энергию различная: с членов профсоюзов 2 коп. в месяц за 1 свечу (прообраз нынешних ватт — прим. ред.), госучреждений 5 к. и с частных лиц 9 коп.». Поневоле вспоминается роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок», где в летнем кооперативном саду пиво отпускалось только членам профсоюза. Вот как надо формировать общественные и прочие организации! Учиться нам еще у Советской власти и учиться!
Город же сколько ни благоустраивали, благоустраиваем и сейчас, включая работу с мостовыми. Многое за 100 лет, кажется, совсем не изменилось. Взять хотя бы вопрос водоснабжения.
«Водопровод построен еще в 86 г. (XIX века — прим. ред.). Вода проведена из с. Рамена, в 12 верстах от города. Оттуда проложены трубы по всему городу; общая длина сети до 45 верст… Временами ощущается недостаток воды, особенно летом. Требуется капитальный ремонт – осмотр всей магистрали, так как возможно, есть большая утечка», - писал Рыжков.
Сейчас и это актуально. А трубы царского времени изымали из системы еще несколько лет назад. Они до последнего времени были вполне работоспособны.
Плата за воду также зависела от членства в профсоюзе. Зато отличалась она «редкой чистотой и приятным вкусом». «Это лучшая вода во всем Поволжье», - писал Рыжков.
«Сызранские вести»
фото: КТВ-ЛУЧ