Территория бывшего Сызранского уезда намного превышала размеры одноименного района, существующего ныне.

Мы уже обращались к этой теме. Об этом же напоминают и работники городского краеведческого музея в проекте «Сызранский уезд: от А до Я». Так, ранее в уезд входила и Казаковская волость, ставшая затем частью Пензенской области.

Казаковская волость была и есть полна чудесами и интересными историями. О некоторых из них мы уже рассказывали. Сегодня — продолжение темы.

На правом берегу р. Суры, в ее верховье, было основано русское село Бабарыкино (Боборыкино, Бобарыкино). «Перед отменой крепостного права вместе с селом Явлейкой составляло общее имение помещика С.П. Городецкого, «в двух селениях у него было 374 ревизских души крестьян, 15 ревизских душ дворовых людей, 154 тягла (на барщине), у крестьян 120 дворов на 117 десятинах усадебной земли (вероятно, с огородами, гуменниками и конопляниками), 1500 дес. пашни, 46 дес. сенокоса и 25 дес. выгона, у помещика 2815 десятин удобной земли, в том числе леса и кустарника 2455 дес.», - отмечают в краеведческом музее.

Бабарыкино по тем временам было серьезным населенным пунктом. Судя по отчетам, развивалось оно до 30-х годов XX века, когда насчитывало более 900 жителей. Увы, дальше было движение вниз. В 1979 году здесь было 113, в 1989 году уже 30, в 1996 году 22, а уже в 2010 – всего 9 жителей.

А вот село Монастырское (Сурские Вершины). Оно знаменито родником «Девятая Пятница», или «Светлый ключ». Родник освящен в честь великомученицы Параскевы Пятницы.

«Расположен он в 800 м западнее села. Святой источник выбивает в сосновом лесу, в долине р. Суры, в лесу, в 200-х метрах севернее (справа) от дороги в село Сурмино. В 2004-07 годах здесь была построена церковь Параскевы Пятницы», - рассказали в музее.

Монастырское, как и соседнее Тихминево, выросли в местности, известной ранее как «Дикое поле» - бесплодной и незаселенной. Жизнь в эту территорию вдохнул Ипатьевский монастырь. Постепенно вокруг монастырского двора появилось и все остальное, вплоть до маслобойного производства.

Еще одно примечательное село — Явлейка. Первые упоминания о нем относятся к 1700 году. «Явлейка стоит на одноименной речке при её впадении в Суру. Название села состоит из двух мордовских слов: «ев» — «проточная вода» и «лей» — «речка, овраг», то есть «евлей» - это «родниковый овраг», - свидетельствуют исследователи.

Сызранские краеведы приводят и другие версии названия села. Одна из них связана с явлением иконы Богородицы. Вот она: «В давние времена среди дремучего соснового бора появилось селение лесорубов. Пошли как-то бабы на родник за водой и в трепетном изумлении застыли у родника: из глубины родниковой воды на них смотрела женщина с младенцем на руках. Сбежался народ. Из воды достали… икону. Собрали сход и решили отныне именовать свое село Явлейкой - в честь Явленной иконы».

Наконец, есть и стандартная версия. Деревня принадлежала братьям Анненковым. Они заселили ее крепостными крестьянами, переведенными из села Явлей Алатырского уезда. Поселенцы принесли на новые земли память о своей малой родине.

"Сызранские вести"