Переводим с русского на… русский

Ученикам школы № 10 г. Сызрани повезло: в их школе есть музей, где неплохо представлено литературное краеведение. Здесь собраны материалы о Денисе Давыдове, в честь которого в последние выходные июля в Верхней Мазе ежегодно проходит праздник. И о Константине Федине, который напечатал в Сызрани свой первый рассказ. А еще о Сергее Григорьеве, уроженце Сызрани и авторе «Малахова кургана». В школьном музее расскажут о друге Сергея Есенина поэте Александре Ширяевце, который взял себе псевдоним в память родного волжского села. И про Алексея Толстого, чье имя носит Сызранский драматический театр.

Конечно же, здесь представлено творчество современников, многие из которых были гостями этого школьного музея: Анатолия Ульянова, Олега Портнягина, Надежды Подлесовой, Олега Корниенко, Николая Овчинникова, Николая Будылина, Валентины Юдиной… Книги, газетные публикации, фотографии с творческих встреч…

А разве не интересно подержать в руках дореволюционное издание Библии, учебник неорганической химии Рихтера от 1910 года, томик «Отцов и детей» 1929 года выпуска, книги Горького из 1935 года, учебник литературы из 1940-го?

Учитель русского языка и литературы Елена Константиновна Мусина считает, что школьный музей серьезно помогает в преподавании и понимании предмета:

- Стремительно устаревают понятия, так что даже читающим детям приходится объяснять, что такое детская и взрослая прическа, пионерия и колхозы. Включая значения простейших, казалось бы, слов, которые просто вымыты из повседневного употребления. Что такое «не в шутку занемог», например.

Произошла деинтеллектуализация общества. Наша речь перестала быть художественной, она стала бытовой! От «Мой дядя самых честных правил…» до «Ржу не могу!».

Я вынуждена «переводить» детям с русского на русский Пушкина, Достоевского, Бунина, Шолохова, Булгакова. В «Мастере и Маргарите» приходится объяснять практически все описания Москвы, все библейские сюжеты. Современные подростки не представляют, что такое хата, почему Евгению Онегину нужно было ухаживать за стариком (что, социальных служб нет?), считают Олю Мещерскую похожей на… Диану Шурыгину.


Школьный музей играет огромную роль в просветительской работе! Здесь наши детки слышат правильную речь на русском литературном языке. Знакомятся с историей родного края. Используют музейные архивы при подготовке проектов. Видят предметы быта прошлых поколений.

«Не мытьем, так катаньем»

В школьном кабинете, где размещается музей, причудливо соседствуют предметы быта разных эпох, от дореволюционной до позднесоветской. Раздолье для современных детей и подростков в плане познания и информации! Вот чугунок – в нем варили щи и кашу, а из печи доставали ухватом. Можно подержать незаменимый инструмент в руках, примериться. Увидеть опасный для красавиц предмет – веретено. А еще серпы и косы, самовары и гусли, утюги, коромысло, рубель… Да, тот самый предмет домашнего быта, который женщины на Руси использовали для стирки, отбивая белье, а затем и для глажки, когда отжатое «в руки» наматывали на валик (скалку) и раскатывали рубелем. После этой операции даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, откуда и пошла пословица: «Не мытьем, так катаньем»...

Шикарная возможность представить, как еще сто лет назад прапрабабушки нынешних школьников управлялись с домашним хозяйством, а попутно расширить словарный запас, понять происхождение некоторых слов… Тут вам и этнография, и краеведение, и социология с литературой и историей. Неудивительно, что в музее проводят уроки по разным школьным дисциплинам, конкурсы чтецов. Сюда приходят экскурсанты из детского сада, ученики соседних школ, во время летних каникул – из лагерей дневного пребывания. Среди частых гостей музея - родители, жители микрорайона.

Многие посетители под впечатлением от увиденного приносят потом что-либо в дар школьному музею. А то откуда появились бы здесь старинный нательный крест и часть складня, подзоры, скатерти ручной работы, ридикюль, патефон, незабвенные слоники счастья, гармонь, счетная машинка советских времен, этажерка и десятки иных экспонатов?


Он красный галстук носит ребятам всем в пример!

Очень трогательная экспозиция посвящена собственно школе. Тут целая глыбища истории! За одной только партой из 60-х годов прошлого века прячутся удивительные факты. Оказывается, комбинацию из стула, соединенного со столом с наклонной столешницей и подставкой для ног, придумал русский офтальмолог Фёдор Эрисман, после чего император Александр II распорядился оснастить новинкой все школы России. А вот двухместными парты стали делать только в конце XIX века – до этого додумался ссыльный студент Пётр Коротков, который работал учителем в уральском селе.

Здорово же посидеть за такой партой! Повертеть в руках и сообразить, почему чернильницу называли непроливайкой. Рассмотреть школьную форму для девочек и мальчиков, все эти платья, фартуки, синие костюмчики, которые раньше видел разве что на героях кинофильма «Гостья из будущего». Увидеть всю сопутствующую атрибутику советских времен: пионерский галстук, комсомольский значок, горн и барабан, знамя пионерской дружины…

Очень популярны фотоальбомы – посетители музея с повышенным интересом опознают среди выпускников школы своих мам и пап.

Прелюбопытная деталь: на базе музея работает «Город старинных игр». Здесь собрана целая коллекция описаний игр и забав из детства бабушек и дедушек, и даже их родителей: лапта, жмурки, бабки, каравай, бирюльки, салки и прочая, прочая.

Истоки

Музей школы № 10 живет четвертый десяток лет: у его истоков в 1985 году стояла Валентина Тимофеевна Иванова. Сама родом из Волгограда, первым делом она стала создавать экспозицию о сызранцах – участниках Сталинградской битвы. Ребята встречались с фронтовиками, записывали их воспоминания, на базе музея работал штаб участников битвы. Здесь появились предметы военного времени: пилотка, планшет, телефон… Проделана огромная исследовательская работа, которой сейчас цены нет! Вдумайтесь: сегодня в микрорайоне, где расположена школа, осталось в живых… четыре участника Великой Отечественной!

Со временем боевая страничка музея пополнилась материалами о сызранцах-афганцах, воинах чеченской кампании, чернобыльцах.

Официальный статус школьного музея, первое место на областном слете среди подобных музеев по итогам 2007 года, десятки успешных ученических проектов, творческих работ – это, конечно, великолепно. Но главным достижением нынешний руководитель музея Людмила Петровна Каменская считает другое:

- Наши экскурсоводы – сами ребята, ученики 9-10 классов: Олеся Ювенко, Катя и Настя Шайдуллины, Камилла Тарасова, Даша Гриценко, Юля Марьина, Полина Фименкова, Полина Жуплатова, Аня Романкова… Каждый берет свою тему, вживается в нее, изучает материал, анализирует его, отбирает самые интересные факты, отрабатывает технику выступления, ставит себе речь.

Спрашиваю юного посетителя:

- Ярослав, а что для тебя здесь самое интересное?

- Домра (показывает на гусли) и танки!

Поясню про танки: макет сражения Великой Отечественной сделали для своего музея сами школьники.

Вот так можно прикоснуться к истории Отечества и родного города в музее школы № 10.

Ольга ЧУГАЙ

Волжские Вести в Субботу