Не выходивший несколько недель на связь с близкими Павел Зарайский, что называется, сам себя опознал.

Эта история - целое приключение, которое пришлось пережить жителю Октябрьска по пути домой от младшей сестры Марины, которую он навещал в Санкт-Петербурге. В поезде произошел инцидент: одной из пассажирок Павел показался излишне навязчивым собеседником, и она пожаловалась проводнику.

Без связи

Днем 30 июля в вагон поезда вошли сотрудники полиции и вывели Павла Зарайского на перрон. Так мужчина оказался в Рязани. Ближайшие сутки Павлу предстояло провести в местном отделении транспортной полиции. Сотовый телефон и кошелек с банковскими картами и деньгами мужчины остались в поезде: правоохранители со сноровкой вывели парня из вагона, не дав тому опомниться и забрать вещи. Ухватил лишь свой черный рюкзак: в нем был паспорт и сменная одежда. Позже этот черный рюкзак стал приметой ориентировки пропавшего человека.

В это время в Сызрани старшая сестра мужчины - Светлана - безуспешно ждала Павла. Но в город скорый поезд прибыл без одного пассажира. Бросилась, было, в полицию. Но должно пройти некоторое время, когда человека могут объявить в розыск как пропавшего. Сердцем сестра чувствовала, что надо начинать поиски уже сейчас. И обратилась в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт»: дала ориентировку. В далеком Санкт-Петербурге переживала младшая сестра Павла Зарайского.

Через несколько дней сестрам помогла знакомая: Наталья выяснила, что Павла сняли с поезда в Рязани. Так пропавшего «окрестили» рязанцем. Впрочем, рязанским Павлу пришлось пробыть аж три недели. Рязанским бомжом.

Через три дня я бы умер

- Павлик наш - культурный и интересный человек. Большой интеллектуал, слушает классическую музыку, ценитель оперного искусства. И вот ему столько пришлось пережить, - рассказывает про брата Светлана. - Какой цинизм и бессердечие - не дать человеку позвонить домой, успокоить родных!

Сестра плачет, рассказывая. Говорит, Павел тоже плакал, когда они с Мариной встретились с ним.

- Он сказал: «Я бы дня через три умер». Представляете, как тяжело пришлось интеллигентному человеку без денег, еды и ночлега – три недели скитался по Рязани.

Голодный, измученный мужчина не был готов к жизни на улицах чужого города. Надежда поскорее добраться домой растаяла, когда в одну из августовских ночей у спящего Павла украли рюкзак. В нем были паспорт и личные вещи.

Правда, став «официальным» бомжом, с ним тут же познакомились рязанские маргиналы. Они-то и поведали Павлу, что на станции Рязань-1 едва ли не ежедневно снимают с поездов пассажиров - все они спустя сутки в «обезьяннике» транспортной полиции пополняют ряды рязанских бездомных.

Три дня Павел Зарайский жил у одного такого «приятеля». На воровство интеллигентный мужчина пойти не мог – искал честные подработки. Но «конкуренция» действительно оказалась высокой: без документов заметно осунувшегося и изнуренного, немытого мужчину никуда не брали.

Все три недели своих мытарств он питался дикими яблоками.

Его забытый в поезде телефон с портмоне спокойно лежали в камере хранения, куда их по прибытию сдала начальник поезда. Позже, когда с сотрудницей РДЖ связались сестры Павла, женщина искренне раскаялась, что не сразу попыталась найти родственников ссаженного посреди маршрута человека. Потом она звонила сестрам каждый день, справлялась, как продвигаются поиски.

«В полиции нам сказали: от нас он выбыл, дальше ищите сами»

Сестры поехали в Рязань, в надежде найти Павла самостоятельно: Светлана - и Сызрани, Марина с мужем – из Санкт-Петербурга.

Первым делом, как добропорядочные граждане, они обратились в отдел транспортной полиции ст.Рязань-2 – именно туда доставили парня с поезда, и оттуда же отпустили через сутки. Без документов и денег.

В полиции развели руками: да, был. Но нынче о его местонахождении ничего не известно. Не знаем, куда он мог пойти. Правда, посоветовали для пущего сходить в отдел полиции железнодорожного района.

Сестры пошли. Но и тут ничем не помогли обеспокоенным женщинам. Оформлять человека в розыск отказались: сослались, мол, как только транспортники передадут им дело, так они им и займутся. А пока – ищите сами.

Светлана с Мариной обратились в местный поисковый отряд «Лиза Алерт». Волонтер посоветовала не терять времени – распечатали листовки с портретом и ориентировками. Три дня с 16 августа сестры расклеивали на рязанских улицах листовками с пропавшим братом.

«Да это же я!»

18 августа Павел Зарайский бродил по бурлящему жизнью чужому городу. И вдруг увидел свою фотографию на столбе. «Рост 175, с собой черный рюкзак» говорилось на листке с портретом. «Да это же я!» - заметался Павел, одергивая прохожих. «Позвоните, пожалуйста, волонтерам! Это меня ищут!»

Прибывшие на место встречи с опознавшим себя мужчиной, волонтеры ахнули: за три недели Павел оброс, исхудал и выглядел ничем не лучше обыкновенного бомжа. И волонтеры повезли его все в тот же отдел транспортной полиции. Туда уже мчались сестры.

У Светланы в тот день был день рождения.

Без документов и денег – не добраться

Паспорта или каких-либо других удостоверяющих личность документов у Павла не было. Возник вопрос, грозящий перерасти в настоящую проблему: как отправить человека в другой регион без документов? Билета на поезд или междугородний автобус не купить неопределенному лицу.

Снова пошли в полицию: органы обязаны оперативно принять заявление человека о потере паспорта – мало ли, кто и как использует чужой паспорт?

В полиции сначала от оформления для Павла Зарайского справки формы 22-П – о потере удостоверяющего личность документа – открещивались. Посоветовали воспользоваться сервисом «Бла-бла-кар».

Совету последовали. Но, узнав у размещающих объявления о платных попутных рейсах водителей, что доставка брата обойдется в 20 тысяч рублей, вернулись в отдел полиции: у сестер не было с собой такой суммы. А в «кредит» брать попутчика водители отказывались.

В полиции со скрипом и долгими увещеваниями справку 22-П все же выдали: Павел Зарайским снова обрел личность гражданина, имеющего право приобрести железнодорожный билет.

…Семья вернулась в Сызрань сегодня утром. Сейчас Павел отдыхает и с журналистами общаться у него пока нет сил.

Его история в масштабах страны, может, и не уникальна: сколько их, совершенно разных людей, бродит по городам и весям без документов и денег – да бог его знает.


Кто знает, может Павел, будучи тонкой творческой личностью, опишет свои скитания стихами на своей страничке национального поэтического портала Стихи.ру – о том, как потерянный поэт «Просто Пашка с Матушки Волги» почти месяц прожил бомжом и по чистой случайности вновь обрел личность и дом.

фото: специально для КТВ-ЛУЧ, Юлия Петрова, Павел Зарайский