Богоборцы, сами того не ведая, поступали по церковному канону.
Сломанные, надорванные либо утратившие краску иконы нужно сжигать, чтобы соблюсти канонический способ утилизации святыни. О существовании всего двух канонических способов рассказал настоятель сызранского храма Успения Божией Матери протоиерей Михаил Гордеев. Поводом для этого стал случай 24 августа, когда горожан возмутил поступок неизвестных, которые вынесли на мусорку икону вместе со старой мебелью. Очевидцы сочли это кощунством, но не знали, как правильно поступить с иконой, которая оказалась не нужна новым хозяевам дома.
- Выбрасывать икону - действительно, кощунство по отношению к святыне. Существует два канонических способа утилизации икон. Первый, это опустить икону в реку. Но в современных условиях, деревянную икону, скорее всего, прибьет к берегу, где может оказаться грязь или возникнуть другие неподобающие обстоятельства. Поэтому лучше всего использовать второй канонический способ - это сжечь икону, - пояснил протоиерей.
Однако многие люди воспринимают сжигание икон, как нечто страшное.
- Этот страх уходит корнями в историю СССР, когда советская власть боролось с церковью, разрушала храмы и сжигала Святые образа. После этого у людей сложился стереотип, что это ужасно. Но богоборцы, сами того не ведая, поступали так, как лучше для икон. Лучше сжечь, чем разбить их или уничтожить другим способом, - рассказал Гордеев.
По его словам, поврежденную старую икону можно принести в храм. Но таким образом человек просто переложит с себя труд утилизации, потому что церковные работники тоже сжигают иконы, утратившие должный вид.
- Сжигать икону нужно с благоговением и в чистом месте. В печи, в небольшом костре или в чистом мангале, например. Перед этим можно снять металлический оклад и стекло. Их можно выбросить. А пепел от сожженной иконы необходимо рассыпать в лесочке или в огороде, и присыпать землей. Только не на дорожке, по которой ходят люди, чтобы не попирать ногами, - пояснил протоиерей.
В то же время чужую икону, оставленную прежними хозяевами, можно спокойно взять себе.
- При этом не надо бояться каких-либо суеверий. Икона, по сути, никогда и никому не принадлежит. У нее нет хозяина. Она вещь в себе, - пояснил протоиерей.