Женщина посчитала Распутина лжепророком.

Обнародовано дело фанатички из Сызрани, пытавшейся убить Григория Распутина. В документе, который находится на госхранении в историческом архиве, рассказывается о покушении Хионии Гусевой на Распутина в 1914 году. Как передает АиФ, в деле 106 документов, первый из которых датируется 29 июня 1914 года, на последнем стоит дата 16 марта 1917 года.

Родовое село Григория Распутина Покровское находилось в Тюменском уезде Тобольской губернии. В документах рассказывается, как прокурор писал в своем рапорте министру юстиции о ЧП. Так, 29 июня Распутин вышел из дома и к нему подошла женщина. Вы­хватив кинжал из-под платка, она ударила Распутина в живот. Этой женщиной оказалась мещанка из Сызрани Симбирской губернии Хиония Кузьминична Гусева. Когда Распутин стал убегать, Хио­ния погналась следом но получила палкой по голове от Григория Ефимовича. На крик сбежались люди и задержали ее.

Распутина отправили в больницу Тюмени, Гусеву допросили. К следствию ее привлекли в качестве обвиняемой в покушении на убийство «с заранее обдуманными намерениями», причем она признала свою вину.

Оказалось, о Распутине Гусева знала с 1910 года, когда он приезжал в город Царицын, а она жила в доме, куда тот был вхож. От иеромонаха Илиодора, скандального попа-расстриги - Гусева узнала, что Распутин поссорился с ним и архиереем Гермогеном. Мнения о Распутине они были самого низкого, часто говорили о его развратном поведении. Хиония решила убить Распутина, сочтя его за лже­пророка.

Так и было указано в рапорте, что «Ревнуя о правде Христовой, решила убить его подобно тому, как святой Илья-пророк ножом убил 400 лжепророков». С этой целью она в Царицыне купила за три рубля кинжал и поехала в село Покровское, куда прибыла 21-22 июня, когда Распутин еще не возвратился».

24 февраля 1915 года состоялось судебное заседание Тобольского окружного суда. Суду следовало определить степень умственных способностей Хионии Гусевой. Тогда ей было 33 года. В документе заключения говорится, что в момент покушения Гусева находилась «в состоянии умоисступления и беспамятства и в таковом же состоянии находится и в настоящее время».

Освидетельствование Гусевой проводили несколько врачей, которые отметили, что она «обнаруживает явные признаки истерической дегенерации: склонность к позированию, манерничанью, подвижность настроения, легкая аффективность, переоценка собственной личности».

По фотографиям Хионии Кузьминичны того времени можно судить о ее внешности - лицо обезображено проваленным носом. При этом в Распутине она видела искусителя. Дефект психики связывают с перенесенным ею психозом (возможно, сифилисом мозга). В июне 1915 года возбужденное против неё уголовное преследование решили прекратить. Женщину отправили в специальную психиатрическую лечебницу, в которой она находилась до 15 марта 1917 года.

фото: АиФ